«Подготовка учащихся массовых общеобразовательных школ региона к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию» (программа)
Актуальность, научная и практическая значимость
В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство. Сторонники инклюзии утверждают, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей (и здоровых и детей с ОВЗ). Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности — она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет не только материально — техническую основу, но психологическую, морально — этическую. При этом следует отметить, что подготовке педагогов, психологов, социальных работников в настоящее время уделяется достаточно большое внимание — семинары, конференции, методические объединения, многочисленные публикации, мировые сообществе и т.д.; подготовительная работа ведется и с особыми детьми и их родителями, тогда как здоровые дети оказались невовлеченными в подготовительный процесс, что порождает целый комплекс проблем и трудностей. Рост насилия и жестокости в современном мире, длительный период отношение к инвалидам как к неполноценным членам общества наложили свой отпечаток на сознание современных школьников. Отсюда вытекает одна из первоочередных задач — формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и (или) психическом развитии.
Научная новизна состоит в обосновании критериев готовности здоровых школьников к принятию особых детей и разработке модели подготовки здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ в условиях перехода к инклюзивному образованию с учетом современных российских и зарубежных научных достижений в разработке опыта и традиций инклюзии.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная авторами проекта модель (тренинг) подготовки здоровых школьников к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию полностью апробирована и готова к использованию педагогами-психологами, социальными работниками, тьюторами, кураторами, классными руководителями, работающими в условиях инклюзивного обучения.
Основное содержание работы (или ее этапы)
В качестве основной формы работы со здоровыми школьниками нами выбран тренинг, структура которого выстроена в виде нескольких основных блоков:
1. Просветительский блок:
а) информационный блок — призван дать детям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные трудности и проблемы;
б) законодательный блок — позволяет получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающих право на равный доступ детей к образованию;
2. Психологический блок — призван помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:
а) повышение коммуникативной культуры — помощь здоровым школьникам в овладении средствами коммуникации; формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения вообще и с детьми с ОВЗ в частности;
б) формирование конфликтологической компетентности здоровых школьников — овладение эмоциями, уточнение своих пожеланий и возможностей, формирование установки на сотрудничество, рефлексивной культуры, конфликтоустойчивости, культуры саморегуляции, сензитивности, открытости и др.;
в) работа с барьерами и стереотипами — предполагает рассмотрение существующих стереотипов к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;
г) развитие эмпатии, толерантности — уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения, готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия;
д) снижение враждебности, агрессивности — уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение; формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева; развитие способности расслабляться;
е) формирование позиции позитивного принятия другого (ребенка с ОВЗ) — отношение уважения, понимания и безоценочности при межличностном взаимодействии вне зависимости от личностных качеств и проявлении Другого, сохраняющее за человеком право оставаться автономным.
Результаты, выводы
Проведено исследование по оценке эффективности модели (тренинга) формирования у здоровых детей установки принятия.
Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (после тренинга по формированию у здоровых детей установки принятия) позволяет сделать следующие выводы об изменениях готовности здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ к условиях перехода к инклюзии. Среди здоровых школьников увеличилось количество детей с высоким и средним с тенденцией к высокому показателем принятия других; здоровые школьники начали проявлять интерес и желание к совместному обучению, увеличилось количество здоровых школьников с высоким и средним уровнем коммуникативной толерантности, эмпатии, коммуникативных умений, предпочитающих компромисс и сотрудничество как способ урегулирования конфликта.
Программа подготовки здоровых школьников к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию полностью апробирована, наполнена содержанием и готова к использованию в практике работы массовых общеобразовательных школ.