«Семинар-тренинг для родителей по обучению навыкам конструктивного взаимодействия с подростками, склонными к риску возникновения аддиктивного поведения в условиях семьи “Через тернии к звездам!” » (образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа)
Актуальность, научная и практическая значимость
Актуальность. Массовое потребление психоактивных веществ в молодежной среде остается одной из острейших проблем современного общества. Это серьезная угроза здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. По оценкам экспертов наркомании подвержены в основном подростки и молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Поэтому проблема распространения и употребления наркотиков в молодежной и образовательной среде особенно актуальна и требует совместных решительных действий государства и общества в целом.
Научная значимость. Предпринята попытка создания проекта, включающего проведение систематической антинаркотической профилактической работы с родителями. Используется родительский тренинг – активная форма работы с родителями. На местном уровне данная тема изучена недостаточно. Работа с родителями проводится в основном на родительских собраниях, не систематически, темы разрозненны, непоследовательны.
Практическая значимость. Проект вносит определенный вклад в повышение грамотности и ответственности родителей за антинаркотическое воспитание детей в семье. Может быть использован педагогами, педагогами-психологами, социальными педагогами образовательных организаций. Также работа может послужить основой для различного рода исследований.
Цели и задачи
Цель проекта — расширение знаний в области педагогики и психологии, поиск альтернативных, социально - приемлемых способов взаимодействия с детьми.
Задачи проекта
- Дать родителям знания о влиянии их родительских семей на сегодняшнюю жизнь в собственной семье.
- Обучить способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, сдерживания негативных импульсов.
- Дать определенную модель построения взаимоотношений с детьми и обучить родителей различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели.
- Обучить приемам регуляции своего эмоционального состояния.
Основное содержание работы (или ее этапы)
Участники проекта — родители учащихся, склонных к риску возникновения аддиктивного поведения.
Программа семинара-тренинга рассчитана на 36 академических часов и включает в себя 3 этапа.
1 этап — диагностический (комплектование тренинговой группы, психодиагностическое обследование родительско-детского взаимодействия и родительско-детских отношений).
2 этап — овладение навыками конструктивного взаимодействия с детьми и подростками в условиях семейного воспитания.
3 этап — психолого-педагогическое сопровождение родителей (оказание консультативной и методической помощи).
Форма организации и проведения
- Мини-лекции, включающие в себя теоретические вопросы профилактики употребления психоактивных веществ.
- Практические занятия в форме дискуссий, «мозгового щтурма», ролевых игр, коллективных групповых заданий с использованием техник арт-терапии и сказкотерапии, танцедвигательных техник, тестов, круглых столов. Занятия сопровождаются материалами в форме мультимедийных презентаций, видеоматериалов.
Структура семинара-тренинга
- Обмен участников группы своим настроением, с которым они пришли на занятие.
- Упражнения на снятие нервно-психического напряжения.
- Упражнения на создание работоспособности и повышение сплоченности группы.
- Проведение мини-тестов, опросников с целью сбора проблематики и формирования мотивации на дальнейшую работу.
- Теоретические выкладки.
- Обсуждение проблемной ситуации с помощью групповой дискуссии, мозгового штурма, ролевой игры.
- Упражнения на развитие эмпатии, доверия, сплоченности.
- Подведение итогов работы и обратная связь от участников.
В ходе тренинга рассматриваются такие темы, как:
- Мы и дети: два разных мира.
- Стили семейного воспитания.
- Влияние наследственности и окружающей среды на подростка.
- Роль отца в воспитании подростка.
- Семейный конфликт. Пути и методы разрешения.
- Стресс. Причины возникновения и влияние на физическое и психическое здоровье.
- Последствия психических травм детства.
- Психоактивные вещества. Мотивы и причины потребления психоактивных веществ подростками.
- Проблемы внутрисемейных отношений. Проблемные ситуации. Пути решения.
- Проблемы в отношениях со сверстниками и учителями.
- Проблемы денег и влияния «плохой» компании на подростка.
- Проблемы аддиктивного поведения подростка.
Результаты, выводы
- Повышение психологической, педагогической компетентности семьи.
- Вовлечение родителей в антинаркотическую профилактическую работу, проводимую школой.
- Формирование интереса родителей к личностным особенностям развития детей.
- Профилактика негативного семейного воспитания.
- Снижение количества несовершеннолетних, склонных к риску или употребляющих ПАВ.
Таким образом, после проведения работы по проекту родители:
- повысили свою компетенцию в области психологии и педагогики.
- изменили взгляды на жизнь в собственной семье;
- овладели способами целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, сдерживания негативных импульсов;
- выстроили определенную модель социально-приемлемых взаимоотношений с собственными детьми;
- обучились различным навыкам межличностного общения;
- овладели приемами и методами снятия нервно-психического напряжения.