Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Реабилитация психически больных обратного периода развития» (программа тренинговых занятий для дементных больных)

Автор:

  • Рындина Оксана Геннадьевна

    кандидат психологических наук, медицинский психолог, БУ "Республиканская психиатрическая больница", (Чебоксары)

Актуальность проекта

В пожилом возрасте психические расстройства возникают значительно чаще, чем в молодом и среднем. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, 236 пожилых людей из 100 тысяч населения страдают психическими расстройствами, в то время как в возрастной группе от 45 до 64 лет — только 93 человека. Эта проблема характерна и для России в связи с ростом числа лиц пожилого и старческого возраста в популяции, пациентов с различными психическими заболеваниями. Геронтопсихиатрия настоятельно требует более широкого внедрения комплексной биопсихосоциальной модели оказания помощи психически больным.

Реабилитация психически больных в пожилом и старческом возрасте — это в первую очередь сохранение человеческого достоинства, механизмов памяти, активного внимания, практических навыков, способности логически мыслить, способствующих адаптации к повседневной самостоятельной жизни, достойного проживания в старости. Необходимость совершенствования механизмов реабилитации психически больных в пожилом и старческом возрасте обусловлена недостаточной разработанностью психологических и социальных аспектов биосоциальной модели. Нами разработана реабилитационная программа, основанная на учете протекания психического заболевания в старости, на уважении неповторимых индивидуальных особенностей каждого человека с его уникальной историей, взаимоотношениями и культурой.

Научная новизна и практическая значимость

Научная новизна проекта обусловлена вкладом в формирование бригадного подхода при лечении и реабилитации психически больных пожилого и старческого возраста; разработкой целевого тренинга для дементных больных пожилого и старческого возраста; оценкой эффективности комплексной реабилитационной программы.

Практическая значимость проекта определяется разработкой тренинга для дементных больных ориентированного на сохранение когнитивно-мнестического уровня, речи, ориентации в окружающей действительности и неповторимых индивидуально-психологических особенностей личности.

Этапы реализации проекта

Введение мультидисциплинарного подхода при лечении и реабилитации психически больных пожилого и старческого возраста в отделении сестринского ухода проводилось в три этапа:

  • в 2012 г. определялись основные подходы к разработке биопсихосоциальной модели оказания помощи психически больным;
  • в 2012–2013 г. было проведено пилотажное и основное исследование, динамики протекания психических заболеваний и результативности реабилитационных мероприятий в возрасте обратного периода развития при деменции;
  • в 2013 г. был проведен анализ результатов исследования выбранной модели оказания медицинской помощи в отделении сестринского ухода.

Полученные результаты и перспективы

В целях определения динамики мультидисциплинарного подхода было исследовано 32 больных (21 женщина и 11 мужчин) в возрасте от 53 до 86 лет (средний возраст — 68,7), находящихся на лечении в отделении сестринского ухода Республиканской психиатрической больницы г. Чебоксары. Деменцией в связи со смешанным заболеванием (F02 по МКБ-10) страдали 13 человек, органической (F07)– 10 человек, сосудистой (F01) — 9.

Эффективность реабилитации оценивалась по следующим показателям: степень восстановления когнитивно-мнестических навыков, речи, способность поддержания беседы, ориентации во времени и окружающей обстановке, степень бытового и социального функционирования, психоэмоциональное состояние. При этом учитывались результаты патопсихологического исследования, нарушение степень восстановления интеллектуально-мнестических процессов оценивалась по батареи тестов включающих: «10 слов», таблицы Шульте, тест «Рисование часов», тест на речевую активность. MMSE.

Анализ результатов. Известно, что для эффективного внедрения новых организационных форм в работу необходима команда специалистов и четкая организация труда. План реабилитационных мероприятий пациентов предусматривает индивидуальную ответственность каждого члена бригады и конкретные сроки исполнения, оговоренные должностными инструкциями специалиста. Взаимодействие врача психиатра, медицинского психолога, специалиста по социальной работе, среднего медицинского персонала и социального работника позволяет осуществлять бригадный подход к психосоциальной реабилитации. При его реализации все участники владеют необходимой информацией о больном и о его внебольничном окружении. Каждый член бригады дополняет усилия других, совместно принимает оптимальное решение, в результате обеспечивается воздействие на все уровни поражения (биологический, психологический и социальный).

Одним из важных компонентов биопсихососциального взаимодействия является ведение реабилитационных мероприятий с вовлечением пациента в групповую работу. Для психически больных пожилого и старческого возраста это небольшой количественный состав группы, не превышающий 6-8 человек. Такая рекомендация обусловлена тем, что подчас необходимо индивидуальное включение специалистов входящих в процесс группового взаимодействия. Состав участников группы должен оставаться постоянным от начала и до конца реабилитационного маршрута, т.к. задания усложняются от занятия к занятию. Набор упражнений подбирается на основании предварительного патопсихологического исследования и клиники заболевания. Занятия продолжительностью 40 минут проводятся 3 раза в неделю в течение 3 недель. Рекомендуемое время проведения занятий — первая половина дня.

Значимыми факторами при оценке реабилитационного процесса мультидисциплинарной бригады являются: улучшение процессов памяти, внимания, быстрота возникновения ассоциативных образов. Анализ критерия результатов реабилитации обнаруживает тесную взаимосвязь с особенностями эмоционального состояния.

Удовлетворительное восстановление прослеживалась у больных с сосудистой деменцией и с деменцией в связи со смешанным заболеванием. В этой группе обнаруживалась взаимосвязь с восстановлением мнестических процессов, зрительно-пространственных функций, двигательных нарушений, дизартрией.

У больных с органическим расстройством личности отмечалась обратная взаимосвязь между положительными результатами мнестической деятельности и низкой мотивационной установкой. Активная мотивационная направленность способствует повышению результативных показателей внимания. Позитивная мотивационная направленность и положительный фон настроениясвязана с положительными результатами восстановления двигательных и зрительно-пространственных функций, восстановлением номинативной функции речи.

Участие в реабилитационном процессе мультидисциплинарной бригады существенно влияло на бытовую адаптацию пациентов: 71,9% пациентов стали независимы при использовании туалета, 68,8% — при умывании, 31,3% — при принятии ванны, 59,4% — при одевании, 78,8% — при приеме пищи. У больных с низкой степенью восстановления (выраженный психоорганический дефект) проводились упражнения по ориентации личности, времени и окружающей обстановке. Психосоциальные и лечебно-восстановительные воздействия были направлены на коррекцию поведенческих расстройств, приспособления их к условиям конкретного социального окружения, чаще всего больничной среды.

На подготовительном этапе все работники прошли психологическую подготовку к новой форме работы, участвовали в тренингах, на которых моделировались проблемные ситуации и пути их решения, формировались необходимые практические навыки. Результаты исследования свидетельствуют о том, что успех реабилитационных мероприятий в значительной степени определяется активным вовлечением больного в мультидисциплинарную бригаду, предупреждением и устранением субъективных реакций, возникающих при помещение в отделение сестринского ухода и в период пребывания в нем. Реализация мультидисциплинарного принципа реабилитации благоприятно влияет как на степень восстановления различных функций пациентов, так и на их бытовую адаптацию и повседневную жизненную активность. Кроме того, использование данного принципа положительно сказывается и на психоэмоциональном состоянии пожилого больного человека, его самооценке, способствует большей удовлетворенности медицинского персонала своей работой.

Мы надеемся, что наша программа реабилитации найдет свое применение в качестве инструмента распространения знаний и повышения уровня осведомленности, для стимулирования плодотворного обсуждения и, наконец, для формирования политики и осуществления практических действий.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе