Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа формирования психологической готовности детей подготовительной группы к школьному обучению "По дороге в школу"» (развивающая психолого-педагогическая программа)


У каждого ребенка при переходе на новую ступень обучения наступает переломный момент: он идет в школу. Зачастую,начало учения сопровождается множеством проблем, связанных с неподготовленностью ребенка. Какие же трудности могут возникнуть? Детям трудно привыкнуть к новым правилам, требованиям, которые выдвигаются учителем. Весьма вероятно возникновение трудностей в общении с другими детьми. Возможно непонимание целей обучения, так как в большинстве случаев ребенка интересуют лишь атрибуты учения в школе (свои тетради, ручки, рюкзак), а желания учиться, как такового, не возникает. Поэтому, проблема психологической готовности детей к школьному обучению является на сегодняшний день актуальной.

Психологическая готовность подразделяется на интеллектуальную, мотивационную, волевую и коммуникативную.

Интеллектуальная готовность включает в себя: достаточный запас знаний, развитие мышления, внимания, воображения, памяти и речи.

Под мотивационной готовностью понимается желание стать школьником, заниматься серьезной деятельностью (а не игрой), интерес к новым знаниям и умениям («Я научился!»), к окружающему миру, получение удовольствия от интеллектуального труда, а также положительные представления о школе.

Волевая готовность означает умение ребенка подчинять свои действия правилам, школьному режиму, программе (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель). Умение слушать, понимать и принимать задание учителя, исполнять его, проявив определенные усилия (выполнять достаточно длительное время не очень интересное задание), оценить результат сделанного. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца (настойчивость, самостоятельность, организованность). Своевременное включение в работу и достаточно быстрое переключение с одного вида деятельности на другой. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок.

Коммуникативная готовность проявляется в стремлении к общению со сверстниками; умении войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться правилам игры, разрешать конфликты (без применения физической силы); умении договариваться, кооперироваться, достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции. В общении со взрослыми ребенок должен осознавать условность общения, соблюдать дистанцию. Знать, когда можно вставать во время урока; отвечать, когда спрашивают, ждать, когда не спрашивают. Не бояться взрослых, задавать вопросы, просить о помощи, адекватно реагировать на замечания.

Перечисленные умения обеспечивают безболезненную адаптацию ребенка к школе, к новой деятельности, способствуют его благоприятному обучению и развитию.

Цели и задачи.

Исходя из вышесказанного, цель программы — развитие познавательно-интеллектуальной, волевой, мотивационной и коммуникативной сфер личности ребенка, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.

Задачи программы:

  • развитие познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, воображения, речи);
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование и развитие мотивации к школьному обучению;
  • формирование навыков сотрудничества, развитие сплоченности и толерантности в группе;
  • регулирование поведения, преодоление двигательного автоматизма;
  • снятие психического напряжения.

Реализация проекта.

Возрастная группа: дети подготовительной группы детского сада (6–7 лет).

Продолжительность занятий: занятия проводятся в течение 11 недель: каждое занятие по 25–30 мин. один раз в неделю.

Методы, применяемые на занятиях: игротерапия, арт-терапия, музыкотерапия.

После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое подбирается индивидуально для каждого ребенка.

План занятий.

Занятие 1.

Задачи: развитие представлений об окружающем мире, умения выделять главные признаки предметов; развитие логического мышления, внимания, представлений о школьных принадлежностях; развитие внимания и умения владеть собой; развитие мелкой моторики; развитие умения сравнивать похожие предметы; формирование навыков сотрудничества, развитие сплоченности и толерантности в группе.

Содержание: 1. Ритуал приветствия «Комплименты». 2. Игра «Летает, не летает». 3. Игра «Отгадай-ка». 4. Игра «Послушай тишину». 5. Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Занятие 2.

Задачи: развитие произвольной памяти; коррекция эмоциональной сферы, развитие уверенности в себе, раскованности. формирование навыков сотрудничества в группе, толерантности.

Содержание: 1. Ритуал приветствия «Мне нравится когда ты…». 2. Игра «Что изменилось?». 3. Игра «В магазине зеркал». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».

Занятие 3.

Задачи: развитие речи, внимания, быстроты реакции, расширение словарного запаса; развитие мелкой моторики; сплочение детского коллектива; создание бодрого настроения.

Содержание: 1. Ритуал приветствия «Пожелания». 2. Игра «Закончи слово». 3. Упражнение «Рисуем вместе». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».

Занятие 4.

Задачи: развитие умения выражать свои чувства словесно; развитие логического мышления, умения классифицировать предметы и явления по определенному признаку, внимания; развитие навыков сотрудничества.

Содержание: 1. Ритуал приветствия «Что произошло хорошего за вчерашний день?». 2. Игра «Назови одним словом». 3. Игра «Земля, воздух, вода, огонь». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».

Занятие 5.

Задачи: развитие умения выражать свои чувства словесно; развитие логического пространственного мышления, внимания; развитие умения работать по схеме; совершенствование умения регулировать свое поведение, преодоление двигательного автоматизма; развитие мелкой моторики; сплочение детского коллектива.

Содержание: 1. Ритуал приветствия «Комплименты». 2. Игра «Скажи наоборот». 3. Игра «Не шевелись». 4. Составь из счетных палочек фигуру по образцу. 5. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».

Занятие 6.

Задачи: развитие связной речи, развитие слухового и зрительного внимания; развитие межанализаторных взаимодействий; сплочение детского коллектива, развитие толерантности по отношению друг к другу.

Содержание: 1. Ритуал приветствия «Что хорошего произошло за вчерашний день?». 2. Упражнение «Ух, ох». 3. Игра «Прыгай, хлопай!». 4. Рисование на тему «Школа». Беседа по рисункам. 5. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».

Занятие 7.

Задачи: развитие связной речи, словарного запаса, речевой логики; развитие логического мышления, внимания; сплочение детского коллектива.

Содержание: 1. Ритуал приветствия «Комплименты». 2. Викторина «Отгадай-ка». 3. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».

Занятие 8.

Задачи: развитие связной речи, словарного запаса, речевой логики; развитие логического мышления, внимания, зрительной памяти; сплочение детского коллектива.

Содержание: 1. Ритуал приветствия «Улыбнись соседу». 2. Упражнения «Сложи фигуру из счетных палочек». 3. Игра «Послушай тишину». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».

Занятие 9.

Задачи: формирование навыков сотрудничества, развитие сплоченности детской группы; создание бодрого настроения; развитие логического мышления, связной речи.

Содержание: 1. Ритуал приветствия «Улыбнись соседу и пожелай доброго утра». 2. Игра «Связующая нить». 3. Игра «Мост». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».

Занятие 10.

Задачи: снятие напряжения и неуверенности; развитие сообразительности, быстроты реакции и координации, умения действовать согласованно; сплочение группы.

Содержание: 1. Ритуал приветствия «Что тебя радует?». 2. Игра «Представься с помощью куклы». 3. Игра «Все вместе». 4. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу».

Занятие 11.

Задачи: развитие мотивации к обучению в школе.

Содержание: экскурсия в школу, организованная совместно с администрацией школы и учителем начальных классов.

Результаты.

Программа формирования психологической готовности детей подготовительной группы к школьному обучению «По дороге в школу» реализовывается на базе МКДОУ детский сад №1 «Сибирячок» с. Богучаны. В результате диагностики уровня готовности к обучению в школе на начало учебного 2011 — 2012 года было выявлено 20% детей с высоким , 52% со средним и 28% с низким уровнем. В конце учебного года детей с высоким уровнем готовности к школьному обучению 47%, средним — 45%, низким — 8%. За проработанный по данной программе период процент детей с высоким уровнем готовности увеличился на 27%.

 


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su