«Программа развития коммуникации у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.» (исследовательский и практико-ориентированный проект)
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении — уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно «влезть в шкуру» обидчика и почувствовать, что испытывает другой. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.
Цели и задачи.
Итак, проблемой детей дошкольного возраста является не развитая коммуникативная сфера. Для решения этой проблемы мы поставили цель — формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- воспитывать доверительное отношение друг к другу, желание и готовность помогать другим людям
- развивать эмпатию, умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации, оценивать других с позиции доброжелательности
- учить использовать прием активного слушания, учитывать личностные особенности
Содержание проекта.
В ходе проекта была разработана программа развития коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. Она рассчитана на 80 часов. Мероприятия проходят 2 раза в неделю в каждой группе (1 профилактическое и 1 коррекционное) с ноября по февраль. Всего 30 мероприятий в каждой группе.
Программа разделена на блоки, содержание которых построено на трех проблемах:
- агрессивность
- гиперактивность (импульсивность), неразвитость эмоциональной сферы.
- неадекватная самооценка
Для каждой группы по итогам диагностики характерно преобладание определенного блока проблем, поэтому для подготовительной группы — приоритетным направлением является агрессивность, для старшей группы — гиперактивность и неразвитость эмоциональной сферы, для татарской группы — неумение работать в группе, сотрудничество, неадекватная самооценка.
Участники проекта — старшая группа (5–6 лет), подготовительная (6–7 лет), татарская группа (старший возраст 5–6 лет) МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» города Тетюши».
Оценка результатов проекта — на открытых итоговых мероприятиях: в татарской группе мероприятие «Поможем Гномику», в старшей «В гости к сказке», в подготовительной «В стране Вежливости».
Прогнозируемые результаты проекта — развитие эмоциональной сферы, снижение уровня агрессивности, адекватная самооценка, повышение уровня эмпатии.
Всего 3 основных этапа: диагностический, коррекционно-развивающий, итоговый.
На первом этапе нами была проведена диагностика детей трех групп по следующим показателям: развитие эмоциональной сферы (наблюдение, изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики, изучение восприятия детьми графического изображения эмоций), уровень тревожности уровень самооценки, уровень агрессивности, общие проявления нарушений в общении.
На втором этапе проводилась коррекционно-развивающая работа по трем блокам: развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения; развитие произвольности поведения, эмоций; развитие эмпатии, отреагирование агрессии. На этом этапе было проведено родительское собрание на тему «Развитие коммуникации у детей в дошкольном возрасте». Воспитателям были розданы памятки «Как правильно реагировать на неадекватное поведение детей». Была так же вывешена стендовая информация «Как правильно общаться с ребенком», «Агрессивный ребенок», «Играйте с детьми — это улучшает взаимоотношения».
На заключительном этапе были проведены итоговые мероприятия во всех трех группах: в татарской группе мероприятие «Поможем Гномику», в старшей «В гости к сказке», в подготовительной «В стране Вежливости».
Также на этом этапе была проведена повторная диагностика.
Результаты и выводы.
Сравнительные результаты отражены в диаграммах. Первая колонка: какие были результаты, вторая — повторная диагностика на заключительном этапе.
В результате реализации данного проекта были достигнуты поставленные цели и задачи, повысился уровень эмоциональной сферы, нормализовался уровень самооценки, снизилась тревожность и агрессивность.