Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Литературная гостиная. Читая К.Д. Ушинского» (коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для детей с нарушением слуха)


Организация: МБОУ «СШ №6» г. Норильск

Актуальность

На протяжении нескольких лет в нашей школе (МБОУ «СШ №6») города Норильска существует региональная инновационная площадка «ВМЕСТЕ МЫ УСПЕШНЫ!» по развитию единой, доступной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Инновационная деятельность в системе инклюзивного образования педагогическим коллективом нашей школы осуществляется в двух основных формах: через реализацию практико-ориентированных проектов и авторских программ различной направленности. С одним из проектов и программой хотим вас познакомить.

2023 год объявлен годом педагога и наставника в Российской Федерации, также в этом году отмечается 200-летие со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. В связи с чем, мы посвятили наш проект знакомству с творчеством русского писателя К.Д. Ушинского для детей с нарушением слуха.

Основное содержание работы

Новизна нашего подхода заключается в практической направленности проекта, что очень важно при планировании психолого-педагогической работы для детей с нарушением слуха.

В рамках проекта обучающиеся познакомились с произведениями К.Д. Ушинского через различные виды деятельности:

  • чтение произведения взрослым;
  • театрализацию;
  • просмотр мультфильмов;
  • рисование;
  • игровые технологии.

Такая интегрированная работа, через применение различных форм деятельности, позволяет эффективно организовать коррекционно-развивающую среду по развитию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха. С целью организованного коррекционно-развивающего процесса была составлена коррекционно-развивающая программа. Вся проводимая деятельность по программе, направленна на наполнение всех форм работы с детьми наглядностью разных форматов.  Так же в работе со слабослышащими важно учитывать, чтобы развивающая среда была основана на разных ведущих каналах восприятия:

  • аудиальном, визуальном, кинестетическом, но с опорой на ведущий канал.

Большое значение в программе уделяется театральной деятельности, где дети становятся действующими лицами театральной постановки, это активное включение в процесс, позволяет им стать героями рассказов и почувствовать их настроение, характер и желания своих героев.

В проекте используются четыре рассказа: «Четыре желания», «Как рубашка в поле выросла», «Умей обождать», «Играющие собаки». В этих рассказах К.Д. Ушинский учит любознательности, осознанию своих желаний, трудолюбию, общению, что является несомненно важным компонентом психолого-педагогической работы с детьми в рамках проводимой деятельности.

Цель проекта: развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха со сверстниками и педагогами, через использования арт-терапевтических методов и посредством знакомства с поучительными произведениями русской литературы с приемами театрализации.

В проект входят:

  1. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Литературная гостиная. Читая К.Д. Ушинского».
  2. Авторское художественное чтение произведений педагогом с титрами, записанное в видеоформате.
  3. Авторские мультфильмы (видео) с сурдопереводом.
  4. Игровые технологии.
  5. Элементы арт-терапии.
  6. Театральная деятельность обучающихся.

Результаты

1. Реализуемый проект помог вызвать у детей интерес к знакомству с рассказами К.Д. Ушинского, что выражалось в активном участии детей в следующих формах деятельности:

  • рисованием иллюстраций к рассказам;
  • созданием декораций к спектаклям;
  • участием детей в театральных постановках.

2. Совместное участие детей в творческих заданиях (рисование, театрализация, игровая деятельность) способствовало развитию у них коммуникативных компетенций.

3. Диагностические результаты, полученные в ходе мониторинговых мероприятий, свидетельствуют о том, что разработанная программа на основе использования театрализации и видеоконтента, способствует развитию у участников коммуникативных навыков.

4. Преимуществом в ходе реализации проекта стали:

  • созданные авторские мультфильмы к рассказам: «Четыре желания», «Как рубашка в поле выросла», «Умей обождать», «Играющие собаки»;
  • выразительное авторское чтение педагогом произведений К.Д.Ушинского, записанное в видеоформате.

Используемый видеоконтент является эффективным инструментом при работе с детьми с нарушением слуха, так как облегчает восприятие материала у детей.

5. Педагоги проекта приняли участие во Всероссийской акции общероссийского профсоюза образования «Читаем Ушинского».

6. Решением Экспертного совета Конкурса от 7 декабря 2023 года авторы программы «Литературная гостиная. Читая К.Д. Ушинского» Мазуренко Т.Б., Мартынова О.В. и Горячева А.А. стали победителями «Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2023», в номинации «Программы коррекционно-развивающей работы». Программе  присвоен  гриф  общероссийской общественной организации «Рекомендовано Общероссийской общественной организацией «Федерация  психологов образования России» для реализации в образовательных организациях; центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения; организациях, реализующих мероприятия индивидуальной программы реабилитации или абилитации детей-инвалидов; организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Авторское чтение произведения «Играющие собаки»

Мультфильм к рассказу «Умей обождать» с сурдопереводом

Мультфильм по рассказу «Как рубашка в поле выросла»

Читаем Ушинского


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)


За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег:
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 49 читателей
27.03.2024 16:02:41Бабич Янина АнатольевнаИнтересно, познавательно, решает коррекционно-развиваюшие задачи в развитии детей с ОВЗ.
27.03.2024 14:55:44Чужакова Елена БорисовнаУмнички. Все понятно.
27.03.2024 13:45:18Ожогина Екатерина ВитальевнаПолезная практика, которую могут применять специалисты.
27.03.2024 13:42:33Зенкова Анна Понравилась работа. Буду использовать при работе с ребятами с нарушением слуха
Голос из ВКонтакте
27.03.2024 13:07:47Сасова Татьяна Эффективный проект
Голос из ВКонтакте
27.03.2024 11:14:15Гула Татьяна МихайловнаОтличная программа. От души желаю победы.
27.03.2024 10:39:21Матигуллина Сания АкрамовнаК. Д. Ушинский - классика отечественной педагогики.
27.03.2024 08:45:18Отсус Ольга ГригорьевнаОтличный инструмент для педагога.
27.03.2024 07:41:26Приставакина Светлана ВитальевнаЯ считаю, что программа актуальна для данной категории детей. Спасибо, буду использовать в своей работе.
27.03.2024 06:55:11Ковшик Галина НиколаевнаПроект моих коллег коррекционных педагогов заслуживает называться ЛУЧШИМ!!! Отражена не только актуальность и значимость темы, но и ее практическая значимость! Хочется сразу внедрить его в работу со своими обучающимися. Творческих успехов авторам проекта!!!
27.03.2024 06:54:38Малханова Арюна ЮрьевнаЛучший проект года
27.03.2024 06:12:08Гатауллина Эльза ФасиховнаОчень полезная информация. Пригодится в работе!
27.03.2024 05:57:01Дмитриченко Марина СергеевнаОчень актуально с инклюзивном образовании
27.03.2024 05:38:21Ерофеева Виктория ИгоревнаАктуальная и эффективная программа для детей с нарушением слуха
27.03.2024 05:35:07Федорова Юлия АлександровнаПолезная информация
27.03.2024 05:30:11Кубышкина Лариса КаратаевнаЗамечательная программа. Будет полезна многим.
27.03.2024 05:24:27Горпинченко Екатерина Викторовнапрограмма позволяет выстроить эффективную работу с детьми с нарушениями слуха на основе литературных произведений и с помощью театральной поставок
Голос из ВКонтакте
27.03.2024 05:09:16Орешкова Ольга ВасильевнаПобеды ! Ваш проект важен
Голос из ВКонтакте
27.03.2024 05:09:11Петряков Сергей ИвановичУ педагога всегда прекрасные проекты
Голос из ВКонтакте
27.03.2024 03:33:33Бычкова Татьяна ВикторовнаИнформативно, качественно.
26.03.2024 20:25:12Чекурова Евгения ИвановнаИнтересно применить данную программу в своей работе.
26.03.2024 19:23:35Колясева Елена ВалерьевнаАктуальная и интересная развивающая и коррекционная программа для детей с нарушением слуха
26.03.2024 19:13:56Федина Регина ЮрьевнаИнтересно актуально
26.03.2024 19:11:51Иванова Мария ИвановнаОчень важный проект, так как помогает в работе с детьми с ОВЗ!
26.03.2024 18:42:23Антропова Алла ЛеонидовнаРезультативный проект, полезный для детей!
26.03.2024 18:32:07Абишева Ирина ВладимировнаСпособствует развитию коммуникативных навыков
26.03.2024 18:28:51Лысенкова Руслана ЯрославовнаВ работе рассматриваются эффективные инновационные способы и приёмы формирования коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением слуха
Голос из ВКонтакте
26.03.2024 18:17:16Нураева Гульсултан МавлетовнаЛучшая разработка
26.03.2024 18:09:46Жук Ирина ПетровнаСамый интересный
26.03.2024 18:07:13Матюшонок Татьяна ВлалимировнаАтуальный, интересный, очень душевный проект
26.03.2024 18:00:56Комаров Егор Данная работа направлена на работу со слабослышащими детьми
Голос из ВКонтакте
26.03.2024 17:56:39Чайка Александр ЛеонтьевичОтличный проект.
Голос из ВКонтакте
26.03.2024 17:49:58Плотникова Екатерина АлександровнаРабота актуальна. Интересные идеи. Пригодится мне в своей работе.
26.03.2024 17:48:21Шолохова Елена ВладимировнаИнтересный материал
26.03.2024 17:43:48Арсенович Татьяна БорисовнаАктуально, очень понравилось
26.03.2024 17:42:18Васильева Татьяна Хорошая работа, много практики
Голос из ВКонтакте
26.03.2024 17:39:58Мартынов Александр ВладимировичНужная программа. Прекрасный инструмент для работы. Можно воспользоваться и на внеклассном чтении с обычными детьми.
26.03.2024 17:31:18Кириллова Виктория ВасильевнаОтличная работа.
26.03.2024 17:28:47Василенко Анна НиколаевнаРабота актуальна и востребована т.к инструментов для работы со слабослышащими детьми очень мало.
26.03.2024 16:59:23Патийчук Дарья АлександровнаСчитаю данную программу востребованной для данной категории обучающихся. При этом можно использовать и на нормотипичных детях. Спасибо авторам за интересный проект!
20.03.2024 10:21:56Игитханян Алексан Потому что, они мне симпатизируют
Голос из ВКонтакте
11.03.2024 20:22:53Аксенов Артур АлександровичОчень актуальная и важная тематика. Программа соответствует особенностям детей, цели и задачам
06.03.2024 16:16:32Психолог Экстремальный интересный проект, связанный с элементами арт-терапии
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:45Трифонова Наталия ТариелевнаДанная программа поможет эффективно выстроить работу при работе с детьми с нарушением слуха.
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:45Андреева Лариса ВалентиновнаОтличный проект для работы со слабослышащими детьми, через театральную деятельность.
12.03.2024 22:08:45Проскурин Антон ВасильевичОтличный проект! Новое - это хорошо забытое старое!
12.03.2024 22:08:45Литвяк Светлана ВикторовнаОчень важно в наш нестабильный век уделять духовно - нравственному развития молодежи. Спасибо, что есть такие проекты
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:45Петрова Мария ПетровнаКак для педагога, особенного работающего с детками с нарушением слуха, важно, чтобы материал был визуально запоминающимся. Данный проект именно такой. Спасибо авторам
12.03.2024 22:08:45Багрий Людмила Актуально! Интересные материалы ?
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:45Волосенко Анна ВикторовнаПрекрасная программа для детей имеющих нарушение слуха, построена на основе рассказов К.Д.Ушинского. Содержит разнообразные формы и методы работы с детьми, что позволяет эффективно организовать коррекционно-развивающую среду.

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su