«Геронтологический договор как темпоральная форма регуляции отношений между поколениями» (статья с описанием проективного сотрудничества педагогов по вопросам семейной психологии)
Стареющий человек не всегда считается даже со справедливыми пожеланиями своих близких. Зачастую менее настороженно воспринимают они рекомендации опосредованного характера – обычно это советы и наблюдения посторонних людей, телеперсонажей, авторов книг.
Однако можно, оказывается, опосредовать, отдалить и проблемную информацию в коммуникативной сфере близких людей, и даже собственную.
По инициативе семьи из города Белорецка в Белорецкой Педагогической Гостиной, объединяющей специалистов образования, социальной работы, здравоохранения, руководителей учреждений и общественных деятелей, начата практико-исследовательская фаза социального проекта «Геронтологический договор».
Актуальность проекта: культура семейного воспитания в стране и в мире испытывает кризис, и не только кризис утраты созидательных традиций, устоев, социально-экономических условий для её поддержания. В России значительная часть социума активно приобщается к радикальным идеям пересмотра семейных отношений, борьбу с половым шовинизмом превращающим в антиполовой шовинизм. А если нет слов «папа» и «мама» - роль бабушек и дедушек проблематична.
Конечно, любой кризис может стать и ресурсной, и операциональной базой позитивного развития, таким образом, целью наших социально-педагогических исследований в широком смысле является поиск и предложение социуму методических продуктов для инициации системообразующих процессов, создающих основу нового качества и позиционирования семьи.
Титульной целью данного проекта является разработка методического подхода к саморегулированию семейных отношений посредством сознательной канализации текущей и предполагаемой в перспективе информации между членами семьи по вертикальной генеалогии. Вместе с тем участники проекта с самого начала с пониманием отнеслись к более глубоким задачам, решаемым в ходе актуальной работы:
- обновление сферы семейного общения и самосознания членов семьи;
- обобщение и анализ факультативных моментов исследования;
- углублённый самоанализ инициативных членов эксперимента (т.е. взрослых, ухаживающих за престарелыми родственниками, ведущих дневник, обращённый к самим себе, и другие документы самонаблюдения и интеграции);
- вовлечение детей не столько в операциональную часть проекта, сколько в атмосферу доброжелательного поиска коррелятов, самоанализа, доброго юмора взрослых с формированием созидательного диалога поколений.
Таким образом, мы создаём условия для создания семейных отношений, которые необходимы в плане воспитания активности самостоятельности у детей, их осознанного самоопределения, что соответствует современным ФГТ.
Рабочей гипотезой текущего этапа сотрудничества семей и специалистов Белорецкой Педагогической Гостиной было следующее: опыт анализа отношений в своей семье и, соответственно, самоанализ участников уже само по себе достаточны для благоприятного воздействия на всех членов семьи, что ощущается эмпирически, сказывается на снижении конфликтности и в результативности актуальной работы.
Предполагаемые результаты, таким образом, представили собой следующую группу:
1. улучшение микроклимата в семье, имеющей престарелого или тяжко болеющего родственника. Определяется:
а) по самоощущению,
б) по количеству и направленности конфликтов,
в) по появлению/усилению созидательных инициатив;
2. развитие аналитического компонента взаимоотношений, а также данного исследования. Определяется:
а) по качеству обсуждения,
б) по продуктивности методического сотрудничества,
в) по расширению поля деятельности синергий;
3. благоприятная субъективизация участия детей в семейном общении. Определяется:
а) вербально (количественно и качественно),
б) в изобразительной деятельности («Моя семья», «Моя бабушка», «Автопортрет в интерьере»),
в) в повышении активности участия в жизни семьи.
Содержание и этапы работы
Взрослые люди, ухаживающие за престарелыми родственниками, записывают свои претензии к ним по следующим пунктам:
- «Надо делать так».
- «Так поступать нельзя».
- «Подумать об этом».
- «Не допускать таких мыслей».
- «Искать общий язык».
- «Прислушаться к близким».
- «Обсудить разногласия».
Суть предлагаемой идеи состоит в зеркальном восприятии проблем общения и быта близких людей применительно к перспективе собственного поведения: «Вот когда станешь старенькая – сама так не поступай», «Делай так».
Обратимость субъектной позиции здесь позволяет и более адекватному взрослому лучше понять больного человека, адресуясь и к самому себе в перспективе.
Поиск вербальных средств выражения своей позиции, согласования инициатив, конечно, не всегда достаточно эффективен, но методика облегчает психологический настрой участников, инициирует обязывающий компонент, даёт возможность сформировать доброе юмористическое отношение к ситуации.
На основе наблюдений в различных семьях были разработаны обобщённые рекомендации, подготовлены материалы и формы для микросоциального сотрудничества.
Практики отмечают, что даже постановка проблемы и определение задач сотрудничества задаёт благоприятный настрой в семье, привлекает к активности, инициирует созидательные механизмы. Первоначально большинству участников наиболее продуктивным направлением представляется раздел «Как не надо делать», так как здесь более выражен конфликтогенный компонент и в то же время проще объяснить свою позицию, понятнее реалии.
Однако затем ресурс консенсуса расширяется, что позволяет пересматривать позиции сторон и в рефлексивном направлении.
Интересны результаты дискретных наблюдений, когда участники периодически сопоставляют свои пожелания и рекомендации, а значит, и в перспективе – собственные обязательства на будущее со знаковыми событиями в своей жизни, с опытом семьи, с общественным укладом. Семейное самопознание обнаруживает значительные возможности и для изучения причин разногласий, и для прогнозирования. Приведу аналогию из семейного педагогического опыта: как правило, люди соотносят факты, кто в детстве когда начал говорить (ходить, ползать), какие были привычки (ошибки, трудности), какие приёмы помогали в регуляции проблем и др..
Проблемы более зрелого возраста также могут быть сопоставлены, коррелируют в тех же связях и зависимостях, имеют сходную реактивность.
На самом деле такой договор состоит из обязательств человека перед самим собой, поэтому, соответственно, основная работа происходит на стадии подготовки, заполнения, поправок в этот непростой документ.
Участники находят в себе задатки будущих возможных капризов, устанавливают скрытые тенденции, намечают пути смягчения противоречий и предупреждения конфликтогенных привычек.
Заполнение договора в данный период предпочтительно «от руки». Личный почерк может служить дополнительной гарантией личного авторства человеку с возрастными изменениями личности. Опыт участников проекта показал, что информативность ручного документа могут повышать и расположение текста, и зарисовки, и исправления, и подчёркивания.
Анализ результатов
Выразили согласие участвовать в проекте 8 семей, имеющих престарелых, длительно болеющих, не всегда адекватных родственников. Примечательно, что все участники обсуждения данного методического подхода ощутили действенность предлагаемых приёмов непосредственно, отмечая благоприятные последствия даже кратковременного самоанализа в микроклимате семьи.
Количественные показатели в семьях-участниках эксперимента представили собой картину со значительным размахом: от 10 до 25-30% - но и статистической ясности на данном этапе вряд ли следовало ожидать.
Качественные особенности изменений, испытываемых семьями в ходе сотрудничества, характеризуют в значительной степени активность участников и готовность их к самоанализу.
Примечательно, что большинство взрослых подчёркивает необходимость наблюдения за детьми не только при просмотре семейных фотографий и печатного стимульного материала, но и в ходе тематического рисования, изготовления поделок, - изменившаяся тональность отношения, вербализация деятельности подсказывают взрослым интересные выводы, намечают направления сотрудничества.
Не все семьи выразили готовность обнародовать свои дневники для анализа, большая часть взрослых предложила выборочные материалы, 2 семьи – свои аналитические выводы. Мы, конечно, не ставили целью на данном этапе сформулировать далеко идущие выводы – но следует, видимо, в дальнейшем структурировать подобные тенденции.
Участники проекта справедливо указывали на необходимость разработки подобного методического подхода к семьям, имеющим детей-инвалидов, и даже пробовали моделировать вариативные формы, но продуктивным представляется в данный момент провести параллели не по вертикали, а по горизонтали генеалогии, то есть подобрать приёмы для самоанализа других детей в семье, имеющей ребёнка-инвалида.
Елена Владимировна Рыбакова - дефектолог Белорецкой психолого-медико- педагогической комиссии, руководитель Белорецкой Педагогической Гостиной.