Шадриков Владимир Дмитриевич (выдвигается членом Большого жюри Национального конкурса «Золотая Психея» Тахиром Юсуповичем Базаровым и членом Большого жюри Национального конкурса «Золотая Психея» Аркадием Борисовичем Балуновым)
Шадриков Владимир Дмитриевич (Москва), родился 18 ноября 1939 год.
Доктор психологических наук, профессор. Академик Российской академии образования. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Почетный работник науки и техники РФ. Почетный профессор Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова, Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Белгородского технологического университета им. Шухова.
Научный руководитель научно-учебной лаборатории психологии способностей, профессор-исследователь департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Член Ученого совета НИУ ВШЭ. Профессор кафедры психологии младшего школьника Института детства Московского педагогического государственного университета. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки.
Член Президиума Российского психологического общества, руководитель секции психологии способностей. Член Президиума Федерации психологов образования России.
Член редколлегий журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал» РАН, «Ярославский педагогический вестник», «Здоровье и образование в XXI веке» и других.
В 1962 году В.Д. Шадриков окончил физико-математический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского. По окончании вуза работал учителем в средней школе поселка Эвенск Магаданской области. Затем трудился директором вечерней (сменной) школы рабочей молодежи в том же поселке, инспектором районного отдела народного образования.
В 1965 году поступил в аспирантуру ЯГПИ по кафедре психологии, которую успешно окончил с защитой кандидатской диссертации в области психологии труда и инженерной психологии. После аспирантуры был приглашен на преподавательскую работу в должности старшего преподавателя кафедры психологии.
В 1970 году Владимир Дмитриевич получил приглашение на работу во вновь создаваемый Ярославский государственный университет. Здесь он последовательно занимал должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, проректора по учебной работе. Под его руководством и при непосредственном участии проходило становление психологического факультета, который в короткие сроки вошел в тройку ведущих в стране (наряду с факультетами психологии МГУ и ЛГУ). Шадриков В.Д. внес также существенный вклад в организацию учебной работы университета, определив его развитие в этом направлении на много лет вперед.
Преподавательскую работу Владимир Дмитриевич успешно сочетал с научной деятельностью. За период работы в университете им была подготовлена и защищена в Ленинградском госуниверситете докторская диссертация на тему «Системный подход в психологии производственного обучения» (1977).
Основу диссертационного исследования составила теоретическая концепция системогенеза деятельности, которая в дальнейшем нашла широкое подтверждение в теоретических, эмпирических и экспериментальных исследованиях. На основе данной концепции было подготовлено несколько докторских диссертаций. В настоящее время по концепции системогенеза деятельности регулярно проводятся Российские научные конференции. Данная концепция стала одним из факторов формирования Ярославской психологической школы. За работы, выполненные в этот период, в 1982 году В.Д. Шадриков был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
В 1982 году Владимир Дмитриевич Шадриков назначается ректором Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского. На этом посту он внес существенный вклад в развитие вуза, совершенствование всех сторон его деятельности.
В 1985 году В.Д. Шадриков получает приглашение в Москву на должность заместителя министра просвещения СССР. В дальнейшем он занимал должности первого заместителя председателя Госкомитета СССР по образованию — министра СССР (1988—1991), заместителя министра образования РФ (1991—2001). На этих постах Владимиром Дмитриевичем внесен существенный вклад в развитие общего среднего образования, при его участии в школах был введен новый предмет «Информатика», базисный учебный план как основа построения учебного процесса, его индивидуализации. Впервые был проведен конкурс школьных учебников, на основе которого в педагогическую практику были рекомендованы несколько учебников по одному и тому же предмету на выбор учеников и учителя. Владимир Дмитриевич участвовал в подготовке Первого (и единственного) съезда работников образования СССР; его решения легли в основу демократизации системы образования в стране. При участии В. Д. Шадрикова был проведен первый общесоюзный конкурс «Учитель года».
В этот же период он активно занимался вопросами организации педагогической науки. В должности исполняющего обязанности президента Академии педагогических наук СССР (1989—1990) Шадриков В. Д. руководил проведением значительной работы по реорганизации деятельности Академии. В 1990 году был избран действительным членом АПН СССР.
В области высшего профессионального образования в 1991—2001 годах под руководством и при участии В.Д. Шадрикова была создана отечественная система государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, служба лицензирования, аттестации и аккредитации высших учебных заведений, разработан классификатор специальностей и направлений подготовки, внесены существенные изменения в правовое и экономическое положение вузов.
Владимир Дмитриевич участвовал в разработке законов «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), национальной доктрины развития образования (1999).
В этот период приоритетной сферой научных интересов В.Д. Шадрикова были теоретические и практические аспекты изучения и развития способностей человека. На основе проведенных исследований им были определены эффективные методы диагностики и развития способностей, предложены пути использования вычислительной техники в психодиагностических и профориентационных процедурах.
В трудах по общей и педагогической психологии В.Д. Шадриков разработал теорию освоения профессии как процесса формирования психологической функциональной системы деятельности. Выявил ее компонентный состав и закономерности генезиса, указал на неаддитивность ее структурных элементов, а также на оперативность и неравномерность их развития. Опираясь на идеи Л.С. Выготского, П.К. Анохина, Б.Г. Ананьева и на экспериментальные работы, предложил рассматривать способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психическое функции. На этой основе Шадриковым предложены общие принципы диагностики способностей и обоснован «метод развертывания мнемической деятельности». Кроме того, В.Д. Шадриков разрабатывает теоретические проблемы образования, в их числе: взаимосвязи общечеловеческой миссии образования и его этнокультурной функции; принципы и пути индивидуализации содержания образования в условиях массовой школы.
Под руководством Владимира Дмитриевича Шадрикова подготовлено 11 докторских и 53 кандидатские диссертации.
Автор более 200 научных работ, из них — 15 монографий.
В.Д. Шадриков удостоен звания «Заслуженный работник высшей школы РФ». Лауреат премий Президента РФ (1999) и Правительства РФ (2005), премии имени С.Л. Рубинштейна Российской академии наук за цикл работ по психологии способностей (1996). Награжден орденами Почета (2002, за разработку государственных стандартов ВПО), Св. благоверного князя Даниила Московского, медалями им. Н.К. Крупской (1989), им. К.Д. Ушинского (1989), им. А.С. Макаренко (1990), им. В.В. Давыдова (2020), Золотой медалью «За достижения в науке» Российской академией образования (2007), имеет другие знаки отличия.