Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психологический туризм как инновационное явление в реалиях туриндустрии Российской Федерации» (технология психологического туризма)


Автор:
Буряк Лилиана Георгиевна
Петропавловск-Камчатский

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, представили туризма, ссылаясь на классическую классификацию видов туризма, отвергают психологический туризм (пситуризм, Ψ-туризм); вместе с тем в реалиях туриндустрии этот вид туризма не только существует, но и набирает свою силу; с другой стороны, исследования в области туризма не попадают в эпицентр научных интересов представителей психологической науки, что приводит к заведомо неудачным попыткам научно обосновать это явление – Ψ-туризм,  силами специалистов-энтузиастов только в области туризма.

Научная значимость: впервые научно обосновано новое явление, существующее на стыке психологии и туризма, психологический туризм. Практическая значимость: результаты исследования могут быть внедрены в деятельность фирм, предлагающих новую туристскую услугу – психологический туризм. Социальная значимость: организация Ψ-туризма позволяет снять психологический барьер, который до сих существует у большинства людей, не связанных  с психологией, и проявляется в виде искаженного понимания ими сути психологического консультирования, боязни обращения к специалисту-психологу, страха перед психологическими отклонениями в структуре своей личности.

Пситуризм – это возможность применять знания, методы и технологии психологической науки в другой области знаний – туризме, что, в свою очередь, позволит охватить больше населения и сформировать у него адекватное отношение к психологии, а значит популяризировать психологию как науку.

Основные цели: 1) научно обосновать Ψ-туризм как инновационное явление в реалиях туриндустрии, 2) разработать технологию Ψ-туризма для внедрения её в деятельность туристских фирм, 3) разработать для психологов образовательную программу по повышению квалификации в рамках психологического туризма. Дополнительная цель: сформировать у потребителей следующий образ Ψ-туризма: пситуризм – это, во-первых, отдых для психически здоровых людей продуктивного возраста, во-вторых, это отдых, направленный не только на созерцание красот внешнего мира, но и на гармонизацию внутреннего мира, т.е. отдых, позволяющий сориентироваться в пространстве своей психологической реальности.

Целевая аудитория: люди продуктивного возраста.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. В январе 2009 года в рамках подготовки к новому туристскому сезону на базе компании «Тайм Трэвэл» была предложена идея обоснования и разработки пситуризма. В ходе первого этапа была опубликована статья Буряк Л.Г. «Психологический туризм: что это такое?», в которой отражено научное понимание данного вида туризма: «Исходя из предложенной ВТО классификации видов, форм и типов туризма, мы можем определить, что термин «психологический туризм» следует рассматривать как вид туризма, выделяемого по критерию – «кратковременный или более продолжительный отдых с целью физического или психологического восстановления организма». При этом важно данный вид туризма не смешивать с рекреационным туризмом: в первом случае речь идет о восстановлении психологических ресурсов человека, т.е. о восстановлении тех внутренних сил, к которым клиент обращается в сложных жизненных ситуациях, во втором - о лечении, оздоровлении человека, страдающего неким заболеванием и выступающего в роли пациента. Психологический туризм призван удовлетворять потребности психически и физически здорового человека. Поэтому осуществлять психологическое сопровождение клиентов могут специалисты (консультанты по переживаниям и восприятию), не имеющие медицинского образования, но имеющие высшее психологическое образование. В основе концепции психологического туризма (Ψ-туризма) лежат фундаментальные положения гештальтпсихологии. Целью психологического туризма является достижение внутренней целостности и гармонии личности (лучшее понимание и принятие человеком себя, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контактов с внешним миром) посредством специально организованной туристской деятельности – Ψ-туризма через психологическое сопровождение клиента-туриста, выражающееся в помощи клиенту-туристу сориентироваться в пространстве своей психологической реальности. Основные задачи Ψ-туризма: а) решение психологических проблем через постижение внутреннего и внешнего бытия, б) познание клиентом своей психологической реальности, своих личностных ресурсов (скрытых физических и психологических возможностей человека), в) развитие «чутья» к жизни (радости бытия, полноты жизни, своей «нужности»), г) совершенствование социальной контактности клиента, его способности вступать и строить социальные контакты; д) формирование и развитие способности принимать ответственность за себя, свои мысли, чувства, поступки. Методы работы в Ψ-туризме: беседа (интервью), созерцание, тренинги, деловые игры и упражнения, слушание (активное и пассивное), анализ, самоанализ, рассказ о себе, самоподача, молчание и др.». ОСНОВНОЙ ЭТАП. В июне 2009 г. была организована первая тургруппа из желающих стать участниками Ψ-туризма. Клиенты вышли на турфирму посредством Интернета. На сайте туркомпании «Тайм Трэвэл» была выставлена информация о пситурах: «Познай и пойми себя», «Гармония», «Антистресс». ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. По окончании турсезона в ноябре 2009 года был проведен анализ полученных результатов от внедрения пситуризма в деятельность турфирмы.

Выводы: а) пситуризм позволяет его участникам избавиться от психологического напряжения, б) избавиться от искаженного представления о людях, обращающихся к психологам для решения своих психологических проблем, в) различные организации заинтересованы в пситуризме как отдыхе, позволяющем решить психологические проблемы внутрикорпоративной среды, г) пситуризм – это инновационный вид туризма, позволяющий не только снимать внутреннее напряжение и восстанавливать работоспособность взрослого человека, но стратегически развивать турбизнес.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su