- Ушакова Татьяна Олеговна
кандидат педагогических наук, психолог, заведующая отделением помощи семье и детям, Сергиево-Посадский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (Сергиев Посад)
Метафорические карты (МАК) – психологический инструмент, появившийся в России относительно недавно и получивший широкое распространение в психологической практике разного рода. Российский рынок (как реальный, так и виртуальный) переполнен метафорическими картами и руководствами по работе с ними. В многоголосье различных лекций, мастер-классов и обучающих семинаров можно услышать не только научно обоснованный прагматичный подход к данному психологическому инструменту, но и мистико-мифологические суждения, далекие от истинной природы МАК. Метафорические карты, созданные в 1975 году М. Эгетмайером, достаточно традиционный психологический инструмент, в основе которого лежит работа с проекциями клиента на основе визуальных метафор. Эффективная работа с МАК возможна исключительно при условии психологической грамотности специалиста, включающей такие консультативные навыки как умение слушать, поддерживать диалог, давать обратную связь и т. д. Эзотерические умения, знание особой символики или тайн раскладов карт не имеют отношения к психологической работе с МАК.
Целью мастер-класса «Метафорические карты: возможности и ограничения» является формирование у участников научно обоснованного представления о МАК и возможности их применения в разнонаправленной психологической работе.
На мастер-классе были рассмотрены наиболее типичные заблуждения (мифы) о метафорических картах, сформулированы общие принципы и правила работы с МАК.
Практическая часть мастер-класса включает несколько упражнений с авторскими метафорическими картами «Огонь, мерцающий в сосуде» и «Роботы» (издательство «Генезис» г. Москва). Упражнения подобраны таким образом, чтобы продемонстрировать участником взаимозаменяемость разных колод и возможности их комбинирования друг с другом.
Ушакова Т.О. «Метафорические карты: возможности и ограничения»