Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Самореализация личности в физкультурно-спортивной деятельности» (комплект из двух монографий)


1. Уляева Л.Г., Уляева Г.Г., Раднагуруев Б.Б. Самореализации личности спортсмена как субъекта двигательной активности: Монография. / под общ. ред. Л.Г. Уляевой. — М. : Издатель Мархотин П. Ю., 2014. — 144 с. — ISBN 978-5-00038-177-9

2. Уляева Л.Г., Мельник Е.В., Воскресенская Е.В., Сивицкий В.Г., Раднагуруев Б.Б., Уляева Г.Г. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: Монография / под общ. ред. Л.Г. Уляевой. – М.: ИПК "ОнтоПринт", 2014. – 236 с. – ISBN 978-5-00038-178-6

 

Актуальность проблемы исследования. Проблема самореализации личности являлась междисциплинарной проблемой, имеющей философские корни, но только с недавнего времени обрела статус психологической проблемы.

Изучение самореализации человека как субъекта деятельности в настоящее время становится все более актуальной. Все большее количество исследователей привлекает вопрос о самореализации в спортивной деятельности, особенно в рамках спорта высших достижений, как и профессиональной самореализации высококвалифицированных спортсменов.

Вместе с тем, целый ряд вопросов остается дискуссионным. Например, не получило еще однозначного истолкования понятие самореализация, нет единого понимания в отношении механизмов формирования самореализации человека и особенностей ее развития в процессе психологического сопровождения физкультурно-спортивной деятельности. Отмечая неоднозначность и противоречивость подходов в отношении феномена самореализации, и объясняя данный факт сложностью и многоплановостью самого исследуемого явления, вместе с тем, можно говорить о том, что в имеющих место работах акцент в основном делается на изучение самореализации как объекта познания. В связи с этим особое внимание исследователями уделяется изучению основных структурных составляющих самореализации как потребности в двигательной деятельности, мотивации к занятиям спортом. Недостаточно внимания уделено рассмотрению самореализации как деятельности и как ее результат с позиции физкультурно-оздоровительной деятельности. Рассмотрение механизмов формирования самореализации на примере физической культуры и спорта может помочь созданию научно-обоснованной системы психологического сопровождения.

Физкультурно-спортивная деятельность достаточно хорошо изучена в настоящее время с позиции теории спорта, тренировочной и соревновательной деятельности. В общих чертах весь многолетний путь в спорте представляется как процесс, подразделяющийся на три основные стадии: 1) базовая спортивная подготовка, проводимая в массовом спорте в большинстве случаев с формированием потенциальных резервов для дальнейшего продвижения к высшим достижениям; 2) деятельность в спорте высших достижений; 3) спортивная деятельность после ухода из спорта высших достижений.

Однако, не менее важной проблемой является рассмотрение физкультурно-спортивной деятельности как основы для формирования личности. Спорт выступает как вид деятельности спортсмена, в котором формируется его личность. Однако влияние этой деятельности может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому изучая эти закономерности, мы можем способствовать положительным изменениям и сглаживать негативное влияние спорта на формирование личности спортсмена. Спортивная деятельность может изучаться также с позиции самореализация личности, которая объективно проявляется в спортивных достижениях, уровень которых выступает условием субъективной удовлетворенности.

Объект исследования: концепция самореализации личности в физкультурно-спортивной деятельности.

Предмет исследования: самореализация личности в системе психологического сопровождения физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Внедрение в практику результатов исследования осуществлено в следующих направлениях: а) разработка программ и лекционных курсов; б) проведение семинарских и практических занятий в колледжах, институтах, и университетах по дисциплинам («Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология физической культуры и спорта», «Психологическое консультирование», «Психотерапия», «Теория и методика деятельности спортивного психолога», «Диагностика в деятельности спортивного психолога» и авторских спецкурсов «Психологическое сопровождение спортивной деятельности в экстремальных условиях», «Психология здорового стиля жизни»; «Психология деятельности тренера ДЮСШ» и «Психология развития личности в трудных жизненных ситуациях», «Психологическое консультирование в спорте» использование основных результатов диссертации, психодиагностических и обучающих методик при проведении занятий по направлению «Психология физического воспитания и спорта» в РГУФКСиТ, ПИФКиС МГПУ и МИФКиС (г.Москва); д) использование комплексной системы психологического и психофизиологического сопровождения в рамках деятельности НИИ оздоровления учащихся и Оздоровительно-физкультурного центра СГА (г.Москва), центра «Инновационных здоровьесберегающих технологий» СПК МГППУ (г. Москва), центра «Культуры здоровья и спартианского воспитания» РГУФКСиТ и НИИ проблем спорта РГУФКСиТ, (г. Москва), отдела медико-психологического обеспечения спортивных сборных команд России ФГБУ ФНКЦСМ ФМБА России; е) публикации: методических рекомендаций для психологов и специалистов в сфере физической культуры и спорта, главы в учебниках; учебно-методических пособий для студентов, монографиях и серии статей в рецензируемых научных журналах.

В монографии «Самореализация личности спортсмена как субъекта двигательной активности» концептуально рассмотрены проблемы самореализации личности спортсмена как субъекта двигательной активности. Большое внимание уделено теоретико-методологическому обоснованию проблемы самореализации личности спортсмена, мотивации спортивной деятельности в контексте самореализации личности. Представлены результаты как теоретических исследований, так и экспериментальной работы по изучению компонентов самореализации.

В монографии «Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности» концептуально рассмотрены проблемы самореализации личности в процессе психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности: спортивная деятельность как психологический феномен; обоснована концепция психолого-педагогического сопровождения; представлены результаты экспериментальной работы по обоснованию, разработке, апробации и внедрению критериев оценки спортивно-важных качеств и возможности их формирования в процессе психологической подготовки в различных видах спорта.

Монографии предназначены для студентов, магистрантов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава вузов физической культуры, спортсменов, тренеров, психологов и других специалистов, связанных с подготовкой спортсменов высокого класса.


Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su