Богоявленская Диана Борисовна (Выдвигается Психологическим институтом РАО, Первым МГМУ им. И.М. Сеченова, факультетом психологии РГСУ, членом Большого Жюри проф. М.К. Кабардовым, членом Экспертного Совета Н.В. Кисельниковой)
Выписка из протокола № 4
заседания кафедры педагогики и медицинской психологии от 26.12.2014 г.
Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. Сеченова
Юбилеи Московского психологического общества традиционно отмечаются в Челпановской аудитории, где с момента построения Психологического института в течение почти столетия проходили заседания Общества. Д.Б.Богоявленская считает это значимым для сохранения традиций, заложенных основателями Общества. Чтобы те, кто начал это значимое для становления и развития нашей науки дело, услышали нас, чтобы они знали, что оно живет, что мы помним их и чтим заложенные ими традиции.
По сохранившимся документам, Первое заседание МПО состоялось 24 января 1885 года. Прошло 130 лет, но в деятельности Общества это не сплошная траектория, она прерывается дважды. Дважды ее рвет проходящая революция, что четко делит работу Общества на три периода.
I период. Университет с его факультетами, представляющими основные направления развития науки, как бы собранные под одной крышей, соответствовал задаче успешного развития молодой науки. Для этого необходимо было объединение различных специальных знаний из антропологии, физиологии, анатомии, этнографии, истории, лингвистики.
На первом юбилее 4 марта 1895 года Н.Я. Грот прочел доклад «Устои нравственной жизни и деятельности», А.Н. Веселовский — «Вольтер как мыслитель», В.П. Преображенский — «О некоторых чертах психической стороны зрения».
В 1914 году открывается «Психологический институт», построенный по инициативе заместителя председателя МПО Г.И. Челпанова.
Как последствие прошедшей революции, в 1922 году последний председатель МПО И.А. Ильин высылается из страны. Общество закрывается.
II период. И все же преемственность есть. Эстафета передается в руки обитателю стен «Психологического института». В 1957 году первым президентом Общества психологов СССР избирается Анатолий Александрович Смирнов. Мудрый, истинно интеллигентный и сильный человек. При нем институт достигает в своем развитии апогея. Институт продолжает быть святым пространством Общества. Кстати, по завещанию Щукина, пожертвовавшего деньги на строительство Института, Общество и его библиотека должны иметь на все времена свое помещение в здании института. Опираясь на сложившиеся направления, опыт и традиции, в новых исторических условиях МПО возобновило свою деятельность как Отделение Общества психологов РСФСР, созданного при АПН РСФСР. Его председателями были видные ученые: А.В. Запорожец (1957–1964), Н.А. Менчинская (1964–1883), А.В. Брушлинский (1983–1988), И.И. Ильясов (1988–1989).
А.В. Запорожец, а затем Н.А. Менчинская, сотрудники института, наши классики, благороднейшие личности, способствовали восстановлению традиций МПО. Историки признают, что именно Психологический институт в 50-60-х годах был оазисом былой атмосферы. Верно и то, что восстановление Общества произошло на другой основе. За 35 лет школы сформировались. Не Общество их основа, скорее оно их составная часть. Отсюда меняются и его задачи. Но оно все же необходимо. В первую очередь, оно помогло установить контакты с зарубежными коллегами, началось непосредственное общение с ними. Во-вторых, проведение съездов и конференций — это сгустки интенсивности общения. Съезды и конференции Общества — это выставка мысли, это срез состояния науки.
50-80-е годы — это уже не период зарождения и становления научных школ, это период их борьбы. Школы росли и крепли в борьбе. Теперь Общество не формирует, а примиряет и объединяет сложившиеся школы.
На этом фоне МПО проводит самостоятельно ряд знаменательных конференций: «Научное творчество» в 1969 году, «Проблемы деятельности в советской психологии» в 1973 году, «Экспериментальное исследование продуктивных процессов мышления» в 1977 году.
Философское общество проводит конференцию «Творчество и Педагогика» в 1988 году, привлекая к ее организации психолога Д.Б. Богоявленскую, за которой закрепилась репутация сильного организатора после проведения ею конференций по диагностике в Таллине в 1974-1980 годы. Она проводит порученную ей работу за 2 дня до защиты докторской диссертации.
Поэтому неудивительно, что когда И.И. Ильясов к концу первого года своей работы в декабре 1989 г. просит освободить его от должности председателя МПО в связи с болезнью, единственной кандидатурой на этот пост всеми единогласно выдвигается Диана Борисовна Богоявленская.
III период. И снова революция. Распад СССР автоматически прекращает существование Общества. Закона о его запрещении нет. И Д.Б. Богоявленская работает. Продолжает работать Общемосковский методологический семинар. МПО проводит свои систематические заседания. Они были нужны людям вдвойне. Можно было видеть слезы на глазах пришедших психологов, у которых Общество осталось единственным местом профессионального общения. И как только вышел закон об общественных организациях, естественно, что Д.Б. Богоявленская входит в костяк инициативной группы по восстановлению Общества в рамках РФ. Московское общество психологов как региональное отделение Российского психологического общества было создано 10 октября 1994 года. 22 ноября 1994 года состоялся учредительный съезд РПО.
Первая Всероссийская конференция 1996 года (на учредительном съезде в 1994 году не делался акцент на научной программе), которую проводило МПО в рамках РПО, — разработкой ее программы и организацией руководила председатель МПО Д.Б. Богоявленская. Своей задачей она ставила восстановление связей, потеря которых в тот период особенно была болезненна для регионов. Регионы вдруг оказались «далеко». Именно по этой причине Евгений Александрович Климов — крупный ученый и человек редкого благородства — согласился на выборы его первым Президентом Российского психологического общества. И одновременно это был смотр, как после боя: а кто жив? Резкое прекращение финансирования, уход (не только отъезд) многих ученых из сферы науки ставил вопрос: какова «Психология сегодня»? Под таким названием конференция и состоялась. В ситуации дефицита общения и резкого снижения информации это был подлинный праздник: 38 симпозиумов, несколько «круглых столов», в том числе междисциплинарных, например, «Психология глазами физиков». Высочайший профессионализм дискуссии до сих пор живет в памяти его участников. Общий итог конференции: психология жива.
В новой для России ситуации надо было определять задачи и основное направление работы. Менталитет российской науки, отдающий приоритет, в первую очередь, теории, отсутствие грубо утилитарной направленности позволили ей, вопреки «указам», «решениям сессий» и дефициту кадров, бурно развиваться. Сохраняя свои традиции, она служила высоким идеалам. Многие как позитивные, так и негативные явления делали советскую психологию достаточно крепкой цитаделью, недоступной влиянию чуждых ей тенденций.
Снятие «железного занавеса» привело к тому, что волна зарубежной научной продукции всех уровней захлестнула наш психологический рынок. Эта волна вместе с методиками и тренингами привнесла стоящую за ними концептуальность. Грустно, но ее поспешили эксплуатировать ученые, декларировавшие, но не присвоившие теоретическое богатство собственной науки или не сумевшие увидеть разницу в одних и других постулатах. Смешению парадигм способствовали социальные изменения в обществе, что подняло флаг эклектики как консенсуса мнений, либерализма. Однако преодоление «идеологизированности» науки обернулось не свободой, а анархией. В 90-х годах прошлого века положение усугубилось жесточайшим общесистемным и финансовым кризисом, в частности, кризисом финансирования отечественной науки.
В этой ситуации особенно важную роль Д.Б. Богоявленская уделяет Общемосковскому методологическому семинару при Московском психологическом обществе, который ведется тремя ведущими организациями в области психологии: Психологическим институтом РАО, Институтом психологии РАН и факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. С разной периодичностью семинар работает более 30 лет.
Как наиболее знаковые в последние годы прошли семинары, на которых были обсуждены методологические проблемы, связанные с самыми актуальными сторонами общественной жизни: «Динамика социально-психологических явлений в изменяющихся экономических условиях» — докладчик проф. А.Л. Журавлев, ИП РАН; «Проблемы развивающего обучения» — докладчик проф. В.В. Рубцов, ПИ РАО; «Субъект и деятельность» — докладчик академик РАН В.А. Лекторский, ИФ РАН.
В связи с необходимостью оценки деятельностной парадигмы в сегодняшней ситуации плюрализма и либерализма в науке ряд заседаний был посвящен этой проблематике: проф. В.В. Розин, ИФ РАН, предложил обсудить проблему понятия деятельности в методологической и культурологической традициях; проф. Д.Б. Богоявленская, ПИ РАО, выступила с докладом «Понятие творчества и одаренности в процессуально-деятельностной парадигме». Был заслушан и обсужден доклад академика РАО проф. Ф.М. Михайлова, ИФ РАН, «Философия психологии»; на семинаре выступил директор Дрезденского института психологии проф. Б.М. Величковский, МГУ, с докладом «Когнитивно-аффективная наука: вчера, сегодня, завтра». «Проблематизация образа человека в творчестве Ф.М. Достоевского» (к 190-летию со дня рождения писателя) — докладчики: В.С. Собкин, Б.С. Братусь, В.Т. Кудрявцев, В.Ф. Петренко.
12 октября 1896 года Общество отмечало 300-летие Р. Декарта. Через сто лет МПО отметило этот юбилей с приглашением философов.
Изменения, происходящие в нашем обществе, как позитивные (осознание необходимости воспитания интеллектуальной элиты), так и негативные (все большая коммерциализация системы образования), выдвигают проблему выявления и развития одаренных детей на первое место. В этой связи следует особо отметить почин Д.Б. Богоявленской, как руководителя организованной ею секции «Творчества и одаренности», пойти навстречу практике, поддержанный Министерством образования РФ. Зам. министра МО РФ В.Д. Шадриков не только поддержал, но сам принял участие в работе в качестве научного редактора. Руководимый Д.Б. Богоявленской коллектив ведущих в этой области ученых провел большую интенсивную работу, чтобы обеспечить высокую эффективность деятельности педагогов, уберечь их от нежелательных ошибок. Им была разработана в 1998 году «Рабочая концепция одаренности». По ее внедрению в практику образования по инициативе и под руководством Д.Б. Богоявленской проведено три общероссийских и две международных конференции («Отечественная концепция одаренности» в 2000 году и «Отечественная концепция одаренности — в практику образования» в марте 2004 года), организованных МПО. В.Д. Шадриков отметил, что проведение конференций — последовательное проявление гражданственной направленности ее организаторов.
В отличие от первой (1996), пятая Всероссийская конференция РПО 30.01 — 1.02.2002 года, проводимая опять силами МПО, ставила уже кардинально другие задачи, и Д.Б. Богоявленская искала новые, более динамичные и эффективные формы. Введение новой формы — пленарных дискуссий — в программу конференции объяснялось желанием включить в обсуждение «горячих точек» всю аудиторию. Предложенная форма, естественно, не предполагала, что будут найдены все ответы по затронутым вопросам, но она, в большей мере, должна была повысить нашу «озадаченность», а также в ситуации теоретического плюрализма и консенсуса вернуть психологию в лоно фундаментальной науки (системы строгих, определенных понятий) и сделать более очевидным, что «практическая психология» суть приложение фундаментальной. Это связано также с тем, что в прошедшие годы наметился откат от отечественных школ.
Требовалось понять, что представляет собой психологическая наука. Справедливо утверждение, что психологическое знание тиражируется в различные науки. А что и сколько почерпнула сама психология из других наук? Каково положение «психологии в системе наук»? Равным образом необходимо понять, является психология единой наукой или системой направлений? И, наконец, никому сегодня не придет в голову рассматривать психологию как чисто академическую науку. «Психология и ее приложения» — тема конференции 2002 года. Каковы же их отношения: теории и практики, фундаментальной и практической психологии? Из системы знаний психология в настоящее время превращается в профессиональную деятельность. Но Кто и Что будет «прикладывать»? Вместе с тем, превращение психологии в массовую профессию требует от МПО решения ряда новых задач.
Именно в целях сохранения отечественной методологии Д.Б. Богоявленская восстанавливает традицию первого периода Общества. Его юбилеи. В 2000-м году проведен юбилей в честь 120-летия. Он проходил в Челпановской аудитории. Были заслушаны доклады ярких представителей трех поколений. Академика Е.Н. Соколова, кандидата психологических наук Д.А. Леонтьева, и студентки Н. Печенковой. Аранжировал торжественность события духовой оркестр детской музыкальной школы. В 2005 году юбилей был организован более фундаментально. После пленарных докладов прошли заседания ряда секций и впервые были изданы 3 тома специального выпуска Ежегодника РПО, посвященного юбилею Общества. Наконец, в 2010 году проведен юбилей, который до сих пор многие называют съездом. Он открывался в МГУ им. М.В. Ломоносова. Во второй день прошло заседание 36 секций, в третий день междисциплинарный круглый стол «Психология глазами философов и физиологов». В свет вышли 4 тома сборника «МПО 125 лет» (1600 страниц 9 кеглем). Это срез состояния психологии по всем направлениям на период начала XXI века. Вместе с тем, это итог плодотворной работы секций МПО, часто проходящих в помещении Психологического института.
В своем стремлении сохранения высокой философской и теоретической культуры, научной строгости исследований, неразрывной связи научных исканий с запросами общества Д.Б. Богоявленская в 2013 году приглашает на семинар с докладом писателя, философа, общественного деятеля М. Веллера.
В трудные дни реорганизации Психологического института РАО в прошедшем 2014 году она напоминает об его основной миссии – исследовании фундаментальной проблематики. 25 сентября 2014 года проходит методологический семинар совместно с Ученым советом по современным подходам к решению проблем психологии мышления. Д.Б. Богоявленская ведет дискуссию и полемизирует с докладчиками.
(Текст составлен на основе документов – годовых отчетов МПО.)
Постановили: С конца 1989 года и по настоящее время председателем МПО является Диана Борисовна Богоявленская — Почетный член РАО, зав. лабораторией, а затем группы диагностики творчества Психологического института РАО, основатель научной школы психологии творчества и одаренности, почетный профессор Московского университета.
Секрет признания Дианы Борисовны в ее жизненном кредо: «Быть верным принципам научности и нравственности». Таков принцип, ею реализуемый как в научной деятельности (при 400 статьях и 7 книгах), так и в руководстве МПО.
В декабре 2014 года исполнилось четверть века, как профессор Д.Б. Богоявленская руководит МПО. Даже этот краткий анализ показывает, что благодаря своему бессменному председателю работа Московского психологического общества в этот трудный, нестабильный период смогла сохранить свой статус. В год юбилея московская психологическая общественность выдвигает своего председателя профессора Диану Борисовну Богоявленскую на конкурс «Золотая Психея» в номинации «Личность года».
Председатель заседания Н.Д. Творогова, д. психол. н., проф.
Секретарь И.Б. Ханина, канд. психол. н., доц.