«Международная научная заочная конференция "500 лет использования понятия “Психология”» (12 января – 30 декабря 2014 года)
Преамбула
В настоящее время мы находимся в юбилейном поле грандиозного события: 500-т летия со дня возникновения понятия «Психология». Анализ исторических источников обнаруживает, что впервые это понятие начало использоваться, скорее всего, между 1510-м и 1517-м годами [1, c. 12, 179] и, следовательно, 2014-й год можно считать самым подходящим на роль «юбилейного». Этому юбилею был посвящен наш проект «500 лет использования понятия «Психология» в литературе, искусстве, науке и практике (по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic)». Проект начался 12 января 2014 года в городе Черногорске и других городах России и зарубежья, а завершился 30 декабря 2014 года.
Введение
В истории психологии есть немало «белых пятен» и затерявшихся страниц. Одной из них является ответ на вопрос o приоритете введения понятия «Психология». В 2014 г. редакции ЭНЖ «PEM: Psychology. Educology. Medicine» (PEM) и научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» («Вестник …») совместно с Институтом каузометрии LifeLook.Net (Бефесда, США) решили провести годичную международную конференцию по истории психологии, приуроченную к 500-летию использования понятия «психология». Идею одобрили члены «Сетевого сообщества экспертов-психологов» портала Лаборатории «Гуманитарные Технологии». Информационную поддержку предоставили также «Психологическая газета», сайт «Флогистон», Молодёжный научный портал «Ломоносов».
Проект «500 лет…» нашел отклик не только у инициаторов, но и у многих других психологов Белоруси, России, США, Узбекистана, Украины. В нем приняли авторское участие 27 человек: Ш. Авезов (Бухара), А.Р. Батыршина (Набережные Челны), О.А. Белобрыкина (Новосибирск), Дж. Брискин (Колледж Парк), Г.В. Вержибок (Минск), Е.И. Головаха (Киев), Ю.С. Данилин (Новосибирск), А.И. Зеличенко, О.В. Клыпа (Магадан), А.А. Кононенко (Одесса), А.Ф. Корниенко (Казань), А.А. Кроник (Бэфесда), В.А. Мазилов (Ярославль), Е.Е. Насиновская (Москва), Н.В. Родина (Одесса), И.В. Романов (Москва), В.В. Рыбалка (Киев), П.В. Сабанин (Москва), Н.Е. Сальникова (Санкт-Петербург), И.В. Сильченко (Гомель), Н.Ю. Стоюхина (Нижний Новгород), Ю.А. Тукачев (Екатеринбург), Г.А. Хакимова (Бухара), М.А. Чагова (Черкесск), Л.Ф. Чупров (Черногорск), А.И. Шадричева (Кинешма), А.Г. Шмелев (Москва). Кроме авторского участия, проект дал возможность всем заинтересованным коллегам принять участие в интернет-опросе о смысле понятия «психология». В этом опросе приняли участие 60 человек.
Проект «500 лет…» реализовывался как непрерывная годичная заочная научная конференция с публикацией поступавших материалов в сетевом или печатном издании научного журнала «Вестник …» и ЭНЖ «PEM». Целевая аудитория этих публикаций — студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования, сотрудники научно-исследовательских учреждений, практические психологи.
Основное содержание работы и этапы
1 этап: 2–12 января 2014, Черногорск – Бефесда – Гомель-Киев – Минск – Москва – Одесса – Черкесск – Ярославль.
Организация и проведение «зимней сессии» конференции «500 лет...», издание материалов этой сессии в специальном выпуске журнала «PEM», 2014, N1sr. Публикации в «Вестник …» № 4. – 2013.
2 этап: март – май 2014, Черногорск – Бефесда – Бухара – Екатеринбург – Казань –Киев – Кинешма – Минск – Москва - Набережные Челны – Нижний Новгород – Санкт-Петербург.
Организация и проведение «весенней сессии» конференции «500 лет...», издание материалов этой сессии в специальном выпуске журнала «PEM», 2014, № 2. Публикации в «Вестник …» № 1. – 2014.
3 этап: июнь – август 2014, Черногорск – Бефесда – Санкт-Петербург.
Организация и проведение «летней сессии» конференции «500 лет...», издание материалов этой сессии в специальном выпуске журнала «PEM», 2014, № 3, в «Вестник …» № 2. – 2014.
4 этап: сентябрь – декабрь 2014, Черногорск – Бефесда – Киев – Колледж Парк – Минск – Одесса – Санкт-Петербург.
Организация и проведение «осенней сессии» конференции «500 лет...», подготовка и издание всех материалов годичной конференции в виде дайджеста журнала PEM: Psychology. Educology. Medicine». – № 1sr-4. – 2014. – 244 c.
В центре обсуждения участников проекта были такие проблемы: «К истории понятий», «К истории проблем», «К истории методов», «К истории психологов», «Психология на распутье: конструктивизм, теология, философия науки, практика», «Научный архив». Эти направления и определили содержание материалов: экспериментальные, теоретические, социологические, источниковедческие исследования, обобщение практического опыта.
Значимость проекта состоит в необходимости, как минимум, сохранить и, по возможности, увеличить уровень психологической культуры современного гражданского общества, а также уровень профессиональной солидарности и профессионального самосознания психологического сообщества, несмотря на имеющиеся политические проблемы. Проект имел целью расширить историко-психологический кругозор и сделать реальным продуктивное профессиональное научное сотрудничество психологов разных поколений России с психологами других стран.
Основной результат. Все материалы проекта обобщены в коллективную монографию [1], в которой восстановлены немало малоизвестных страниц истории нашей науки и намечены некоторые из её возможных перспектив. Другим, неожиданным результатом проекта стало предложение продолжить в ближайшие два-три года международные мероприятия, посвященные 500-летию понятия «Психология».
С полным текстом коллективной монографии можно ознакомиться на головном сайте «Вестника по педагогике и психологии Южной Сибири» и на сайте ЭНЖ «Наука. Мысль», а также в прикрепленном к проекту файле.
Полный доступ к материалам проекта в прикрепленном файле и на страницах:
- головного сайта научного журнала — http://bulletinppfdc.1gb.ru/?page_id=2505
- на сайте ЭНЖ «Наука. Мысль». – 2014. – № 3 — wwenews.esrae.ru/3-30
Литература:
1. Пятьсот лет использования понятия «Психология» в литературе, искусстве, науке и практике (по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic): материалы Международной (заочной) научной конференции (Черногорск, 12 января 2014 года – 30 декабря 2014 года) / под ред. А.А. Кроника, Л.Ф. Чупрова. // ЭНЖ «PEM: Psychology. Educology. Medicine». – 2014. - №№ 1.sr-4 (дайджест). – 244 с.