«Абилитация и ранняя коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья» (курс в рамках магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»)
Программу проводит НГПУ им Козьмы Минина.
Программа курса имеет модульную структуру и состоит из 4-х модулей, обеспечена мультимедийными материалами (презентации, аудио- и видеоматериалы). Программа курса дает возможность слушателям иметь регулярный доступ к мульти-медийным материалам и к библиотеке программы, получить доступ к видеоматериалам, обучение предполагает выполнение теста.
Cтруктура и описание программы курса
Цель курса: сформировать профессиональные компетенции специалиста, владеющего знаниями и технологиями изучения детей и организации процесса психолого-педагогического сопровождения на основании медицинских и психолого-педагогических знаний о детях раннего возраста с ОВЗ.
Задачи курса:
- Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.
- Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.
- Обязательное включение родителей в процесс обучения начиная с первых лет жизни ребенка.
- Расширение временных границ специального образования: нижняя граница - первые месяцы жизни.
- Знакомство со специализированным стандартом образования, определяющего наряду с академическими достижениями уровень жизненной компетенции ребенка.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:
ОК-4 — способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером;
ПК-1 — способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и
интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий;
ПК-7 — готовностью к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения;
В результате освоения данной дисциплины студент должен:
знать: методики психолого-педагогического обследования с целью определения речевого и психического развития, соответствия воздействия
основному диагнозу, возрастным и индивидуальным особенностям; методы консультирования родителей детей раннего возраста в вопросах психолого-медико-педагогического характера; формы и методы психопрофилактической работы, направленной на предотвращение нарушений физического и психического здоровья; принципы и современные концептуальные подходы, определяющие организацию, содержание, планирование и реализацию психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста;
уметь: проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование, с учетом данных медицинской документации; разрабатывать и практически осуществлять методики психолого- педагогического воздействия в соответствии с речевыми, интеллектуальными, двигательными, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка; консультировать родителей детей раннего возраста по вопросам психолого-медико-педагогического сопровождения; использовать на практике формы и методы психопрофилактической работы, направленные на предотвращения нарушений психического и физического здоровья детей раннего возраста, предотвращение вторичных дефектов развития; способствовать повышению психолого-педагогической культуры педагогов и родителей;
владеть: разграничения нормального и отклоняющегося развития детей раннего возраста; выделения факторов риска появления нарушений
развития ребенка; обобщения результатов обследования, формулирования выводов констатирующего, диагностического, прогностического и
коррекционно-методического характера.
Структура 4-х модулей программы включает:
- Модуль 1 «Общие вопросы создания системы помощи детям раннего возраста с ОВЗ»
- Модуль 2 «Психолого- медико-педагогические особенности детей 0-3х лет»
- Модуль 3 «Проблемы раннего детства: психолого- медико-педагогическая оценка детей до трех лет»
- Модуль 4 «Психолого-медико-педагогическое сопровождение семей и детей раннего возраста»
Содержание курса:
Модуль 1. Общие вопросы создания системы помощи детям раннего возраста с ОВЗ
Нормативно-правовая база. Основные документы структурного подразделения «Служба ранней помощи». Понятие психолого-медико-педагогическогосопровождения. Состояние и перспективы развития системы психолого-медико-педагогической помощи в России и за рубежом. Принципы организации системы психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста. Организация служб раннего вмешательства. Межведомственное взаимодействие при организации психолого-медико- педагогического сопровождения детей раннего возраста. Психолого-медико- педагогическое сопровождение детей от 0-3х лет по территориальному признаку (город, сельская местность).
Модуль 2. Психолого-медико-педагогические особенности детей 0-3х лет.
Динамика физического развития детей 0-3х лет. Динамика психического развития детей 0- 3х лет. Развитие речи детей 0- 3лет. Особенности воспитания и обучения детей 0-3х лет. Учет индивидуальных особенностей детей при организации психолого-медико-педагогического сопровождения.
2.1. Виды и причины отклонений в развитии у детей до трех лет Возрастные закономерности психомоторного развития детей до трех лет (норма и ОВЗ).
Модуль 3. Проблемы раннего детства: психолого-медико-педагогическая оценка детей до трех лет.
Методы обследования детей раннего возраста. Факторы риска нарушений развития в раннем возрасте. Учреждения, осуществляющие сопровождение детей раннего возраста. Профилактическая функция системы сопровождения детей раннего возраста.
3.1. Этапы выявления проблем в развитии ребенка до трех лет. Сотрудники службы и их функциональные обязанности. Роль разных
сотрудников Службы во время проведения междисциплинарного оценивания.
3.2. Структура комплексного психолого-педагогического обследования детей первых лет жизни.
Модуль 4. Психолого-медико-педагогическое сопровождение семей и детей раннего возраста.
Основные направления работы с семьями детей 0-3х лет. Участие родителей в психолого-медико-педагогическом сопровождении детей раннего возраста. Направления, формы и методы работы по привлечению родителей в процесс сопровождения детей раннего возраста.