«Психология веры» (печатное издание)
Печатное издание «Психология веры» ( СПб.: Издательство «Речь», 2004. — 576 с.).
Автор. Грановская Рада Михайловна, доктор психологических наук, профессор СПбГУ, академик Международной балтийской педагогической академии.
Актуальность проекта. Современная социальная среда предъявляет к большинству людей новые жесткие требования, порождает проблемы, с которыми они самостоятельно справиться не могут. Психика людей перенапряжена и дестабилизирована. Естественно, что человек пытается обрести опору и защиту, найти средство адаптации к неблагоприятной и непредсказуемой среде. Религия — наряду с творчеством и любовью к человеку — один из базовых способов глубинной адаптации к социальным переменам. И сегодня действительно можно наблюдать возрастающую потребность людей в религии. Динамика этого процесса может быть проиллюстрирована результатами множества опросов.
Социальная, научная и практическая значимость. Данная книга — первое обобщающее психологическое исследование такого масштаба у нас в стране и одно из немногих в мире. Внутренняя связь между наукой и верой мало привлекала к себе внимание до тех пор, пока развитие науки не принесло новых принципиальных выводов о строении вселенной и ограниченности наших знаний. Ситуация обострилась, когда выяснилось, что наука, во многих отношениях преуспевающая и находящаяся в тесном соприкосновении с действительностью, мало способна отвечать по существу на животрепещущие вопросы по поводу выбора жизненного пути. Для психолога, в отличие от философа, существенное значение имеет вопрос о том, как основные положения религии влияют на поведение и мироощущения людей, а вовсе не проблема истинности или ложности этих верований. Для него религия предстает в контексте человеческой психики и особенностей религиозной мотивации. Такой психологический подход имеет и дополнительный практический аспект. Он создает предпосылки для приобретения навыков мировоззренческого диалога, овладения искусством понимания людей, чей образ мыслей является существенно иным. Строится платформа для преодоления догматизма и авторитаризма, с одной стороны, и нигилизма — с другой. Излагаемая позиция проясняет способы реализации свободы совести и тем самым способствует формированию гражданских позиций личности.
Цели. Чем отличаются и в чем сходны мировые религии? Какие душевные потребности удовлетворяет вера? Почему она так важна для человека? Способен ли человек без высших ценностей оставаться человеком? Чем отличается душевный мир атеиста от душевного мира верующего? Наконец, почему в переломные, самые тяжелые периоды жизни, как отдельного человека, так и целого народа, наблюдается ощутимый поворот в сторону веры? Вопросов много, и важно ответить на них сегодня, и именно с психологической точки зрения. Мы в первую очередь должны иметь дело с практическими надобностями людей. Если вопрос мировоззрения стал, помимо всего прочего, и психологической проблемой, то им должны заниматься и психологи
Аудитория, на которую рассчитан проект. Преподаватели, студенты, практические психологи, социальные работники, те, кто по роду своей деятельности должен эффективно взаимодействовать с людьми различных убеждений.
Основное содержание и этапы работы. В первой части книги последовательно рассмотрены основные Мировые религии. Сделана попытка показать, что каждая из Мировых религий внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. У каждой есть свое уникальное, непересекающееся с другими пространство, свой вклад в развитие духовного богатства человечества, который и обусловил ее сохранение в течение тысячелетий. Во второй части книги речь идет о внутреннем мире человека. Проанализированы приемы психологического воздействия на внутренний мир человека, его обобщенную Модель Мира, которые позволяют в первом приближении формировать его поведение в соответствии с требованиями одной из Мировых религий. Показано, какие потребности и каким способом удовлетворяет вера, заостряется внимание на психологических аспектах некоторых обрядов и культовых действий. Предложена схема иерархической структуры психических процессов (Модели Мира), показаны подсистемы и элементы, которые определяют устойчивость психики конкретного человека, целеустремленность его жизненных усилий и первостепенную роль венчающих эту пирамиду целей, ценностей и идеалов. Показано, какие качества человека выступают как важнейшие мишени для религиозных влияний, и какими воздействиями можно способствовать их формированию.
Приняты во внимание основные индивидуальные характеристики личности (пол, возраст, темперамент, этническая принадлежность и сдвиг психики от среднего уровня к границам нормы). Именно они предопределяют эффективность приобщения человека к вере. Продемонстрированы кардинальные отличия влияния на психику человека Мировых религий и тоталитарных сект. Наконец, описаны основные духовные и культурные достижения Мировых религий, и каждая из них представлена как один из краеугольных камней человеческой культуры.
Результаты, выводы. Обсуждая роль и влияние на мироощущение человека высших ценностей, важно помнить, что сами они не абсолютны, не установлены раз и навсегда как законы природы. Они динамичны, взаимосвязаны и обусловлены ситуациями, в которых развиваются. Множество исторических примеров показывает, насколько фатальной может оказаться приверженность неизменным ценностям в быстро меняющемся мире. Поэтому представляется странным утверждение, что существует только одна истинная религия. Скорее можно сказать, что все религии истинны, как проявления совести, различных этапов развития человеческого духа, который взбирается к вершинам своего бытия.