Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Золотые россыпи» (программа пролонгированных практик)


Программа пролонгированных практик для формирования активной позиции подростков в сфере сохранения и повышения уровня психического здоровья

Актуальность. Одна из проблем психического здоровья – нарушение баланса различных психических свойств и процессов: между умением отдать и взять, быть одному и среди людей, свободой и правом на выражение чувств и способностью понимать их, управлять ими и т. д. В первую очередь, это касается детей из семей всех типов неблагополучия, а также одаренных детей. Последние подвержены риску в силу своей непохожести на сверстников. При этом проблема особо обостряется в подростковом возрасте, когда на внешние особенности ситуации развития накладываются  специфические возрастные. Последние уже сами по себе являются стрессогенным фактором и усиливают эмоциональную чувствительность подростков, вызывают состояние внутренней напряженности и настороженности. Через призму настороженности невозможно адекватное восприятие окружающей действительности.

Социальная, научная и практическая значимость. Реализация данного проекта является обогащением опыта в сфере: совершенствования системы психолого-педагогической поддержки подростков, оказания помощи в социализации и адаптации, обучения эффективным средствам и способам самореализации; профилактики попадания подростка в группу риска, социально-опасных последствий; коррекции нежелательных форм поведения и психологических проблем у подростков; формирования у подростков определенной системы ценностей, на которые они смогут ориентироваться; обобщения результатов практической работы по данной тематике с целью введения новых методов работы и переход на новый уровень решения проблемы психологического здоровья подростков.

Значение для развития психологии. Реализация данного проекта демонстрирует создание такой системы психолого-педагогической работы с подростками, в которой они будут чувствовать себя не просто субъектом (в традиционном понимании) личностно развивающего процесса, а активным «построителем» самого этого процесса через совместное с педагогом и психологом моделирование специальных ситуаций. В результате у подростков формируется особый тип мировоззрения: они осознают себя активными творцами своей судьбы и способны в полной мере нести ответственность за все свои поступки и решения.

Цели: повышение эффективности психолого-педагогической работы с подростками в сфере профилактики нарушений баланса различных психических свойств и процессов; активизация потребности подростков в сохранении их психического здоровья; снятие эмоционального дискомфорта, формирование адекватного восприятия окружающей действительности; развитие у подростков самосознания и чувства собственной значимости и ценности.

Аудитория: подростки 14 – 16 лет, обучающиеся в 7 – 9 классах гимназии («группа риска» и «одаренные»).

Основное содержание работы. Данный проект реализуется на основе созданной ранее  «Программы пролонгированных практик психолого-педагогической работы с детьми группы риска», выигравшей множество региональных и всероссийских конкурсов. Ее реализация показала актуальность, успешность и перспективность выбранного направления деятельности. На сегодняшний день встала необходимость подобной работы и с одаренными детьми. Однако многолетняя психолого-педагогическая практика показывает (и это доказано наукой), что длительного результата можно добиться только при условии, когда подростки сами будут достаточно мотивированы на саморазвитие. Данный проект направлен именно на формирование активной позиции подростков в сфере сохранения своего психического здоровья. Основной упор в нем делается на актуализацию непосредственного интереса к повышению психологического здоровья. Для этого нами специально подобраны такие мероприятия, с помощью которых участники погружаются в мир здорового образа жизни. Им в доступной и непринужденной форме даются необходимые и достаточные знания и навыки для саморазвития и сохранения своего здоровья. Реализация проекта осуществляется в двух направлениях: работа с подростками группы риска (июнь 2005г.), работа с одаренными подростками (июнь 2006г.) и продолжается в течение всего учебного года. Работа в рамках проекта осуществляется в три этапа: «Познай себя», «Пойми себя», «Прими себя», каждый из которых включает в себя диагностику (определение внутреннего потенциала участников)  и профилактику (работа психологов, социального педагога, медицинского работника гимназии и других привлеченных специалистов города).

Результаты: создание участниками проекта волонтерского отряда «Мы за ЗОЖ»; создание клуба «Хранитель»; исследовательская деятельность подростков «группы риска» по данной проблеме в форме рефератов и отчетов по проделанной ими работе для участия в традиционных «Гимназических чтениях»; участие подростков «группы риска» в гимназическом конкурсе «Рождественская звезда»; первое место в районных соревнованиях по футболу «Кожаный мяч»; уменьшение количества конфликтных ситуаций; снижение частоты заболеваний, количества дней, пропущенных по состоянию здоровья.

Стахеева Раиса Михайловна – психолог, руководитель психологического центра МОУ «Гимназия № 24».

Нуртдинова Рузанна Каисовна – педагог-психолог МОУ «Гимназия № 24».

Лоскутова Оксана Сергеевна – педагог-психолог МОУ «Гимназия № 24».


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su