Шикун Алексей Федорович
Доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры психологии труда Тверского государственного университета, академик: Международной академии психологических наук, Академии педагогических и социальных наук, Международной педагогической академии, Петровской академии науки и искусств, Российской академии естественных наук; почетный профессор Военной командной академии ПВО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Тверского государственного университета, Биографического института США; председатель Тверского областного общества психологов; научный руководитель межвузовской НИЛ по социологическим и социально-психологическим проблемам; председатель Тверского отделения Международной академии психологических наук. Работы по теории и практике психологической науки и ее роли в развитии НТП, психологическим аспектам совершенствования системы образования; всего публикаций – 388, из них: 1 учебник, 16 учебных пособий. 32 монографии; подготовил, и под его руководством успешно защитились 75 аспирантов и соискателей, из них – 6 докторов наук.
Демографические преобразования в стране осуществляются в сложной, противоречивой социально-экономической, общественно-политической, национально-демографической и религиозной обстановке. Исследования в социально-психологических и психолого-педагогических сферах обнаружили острые проблемы: в последние десять лет существенно изменились социальные приоритеты среди молодежи, значительно снизился их образовательный уровень, все большее значение приобретают религиозные и национальные факторы, оказывающие негативное влияние на общественное сознание, то есть образовался вакуум, который пытаются заполнять своим влиянием организации экстремистского и даже фашистского толка с жестокой системой управления; произошли переориентация моральных устоев, размывание патриотических чувств.
Решение фундаментальных проблем образования, разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационной системы воспитания студентов вузов и слушателей военно-учебных заведений станет краеугольным камнем в реализации требований Президента России В.В. Путина по существенному повышению на всех уровнях системы образования в стране.
Теоретико-методологическое положение (о создании условий для самореализации и развития личности, эффективной организации предметной совместной деятельности и эмоционально-значимых отношений ответственной взаимозависимости) имеет важнейшее значение для развития психологической науки в России.
Образованные А.Ф. Шикуном временные научные коллективы кафедр психологии активно и плодотворно участвовали в исследованиях по федеральным программам «Народы России», «Университеты России», «Развитие», посвященной развитию образования в Северо-Западном регионе России.
При исследовании психологических аспектов этих научных программ и других НИР достигнуты существенные результаты, к которым можно отнести, как новации: разработку и апробацию инновационных систем дифференциальной профориентации городской и сельской молодежи и профессионального психологического отбора абитуриентов как основного принципа кадровой работы; обоснование способов снижения оттока молодежи из села и ряда психологических аспектов демографической политики России; разработку инновационных психолого-педагогических технологий деятельности профессорско-преподавательского состава и соответствующих им психолого-познавательных технологий учебной работы студентов, учитывающих последние достижения психологии, педагогики высшей школы и валеологии; психологических аспектов государственного управления и проблем патриотического и информационного развития сознания; комплексный профессиональный отбор; теоретические положения психологической подготовки; гностические основы НОУТ; стационарно-дистантно-вахтовый метод переподготовки кадров.
Основные результаты научной деятельности публиковались в соответствующих отчетах, а также в многочисленных докладах и статьях, и в систематически издаваемых совместно с факультетами психологии СПГУ, МГПУ, и Московского Социального Университета межвузовских научных сборниках «Психолого-педагогические аспекты многоуровневого высшего образования».
В переподготовке кадров разработан и эффективно используется стационарно-дистантно-вахтовый метод обучения. «Обратная связь» с выпускниками поддерживается проведением «круглых столов», выступлением в печати, по радио и телевидению, а также активным участием их в выпуске сборников «Научные записки учителей-психологов г. Твери и области».
Для подготовки медицинских психологов впервые в России в Тверском государственном университете А.Ф. Шикуном открыта кафедра медицинской психологии. С 1992 года готовятся школьные психологи на ЦИПСе. Это двухгодичная вечерняя целевая интенсивная подготовка специалистов, где обучаются второй профессии (школьного психолога) студенты различных факультетов ТвГУ.
Ежегодно проводятся конференции на международном и республиканском уровнях (в этом году проведено три конференции).
Шикун А.Ф. - основатель и руководитель научно-педагогической школы в области научно-педагогических и психологических основ непрерывного многоуровнвевого образования (г.Тверь, ТвГУ); основатель и первый заведующий кафедрой психологии ТвГУ, декан отделения, перешедшего в факультет психологии и социальной работы, спецфакультета, председателя диссертационного совета по специальности 19.00.03 – психология труда, инженерная психология, эргономика по психологическим анукам, ЦИПСа, член двух диссертационных советов (по биологии и философии), член Тверского областного общества «Знание» с 1959 г. Полковник медицинской службы в отставке.
Награжден дипломом общества Международной ассоциации при ООН и ЮНЕСКО «Преподаватели за мир», Биографическим институтом США объявлен Человеком года (1997 г.), награжден рядом нагрудных знаков, в том числе «Почетный работник общего образования Российской Федерации», «За мужество и любовь к Отечеству», «Лучший социальный психолог России» (2002 г.) и др. Награжден 2 орденами и 11 медалями.
Рекомендован Жалагиной Т.А., доктором психологических наук, профессором, деканом факультета психологии и социальной работы Тверского государственного университета, заведующей кафедрой психологии труда.