Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России»
Реферат проекта

«Метод открытого диалога как метод психологической коррекции в мультидисциплинарных бригадах» (образовательная программа)


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Все больше психологов каждый год «выходят в свет» по окончании учебных заведений во многих городах России. Не смотря на это до сих пор нет единых профессиональных и этических норм деятельности, руководители учреждений, потенциально заинтересованные в психологах не знают, как использовать молодых специалистов. Эта проблема в частности актуальна и в психиатрии, «славящейся» своей консервативностью и традициями медикаментозной коррекции психических проблем пациентов. Нет системы, включающей в себя специалистов различного профиля (психологов, специалистов по социальной работе, психиатров, психотерапевтов) как равноправных участников лечебного процесса. В лучшем случае психологи выступают только как вспомогательное диагностическое звено лечебного процесса.В данных условиях создание профессионального сообщества психологов, интегрированного в общую систему лечения психически больных совместно с психиатрами, специалистами по социальной работе, медсестрами — это важнейшая задача на данном этапе развития структуры психиатрической помощи как части демократического общества. Проект Открытого Диалога был направлен на создание модели практической работы психолога и специалиста по социальной в психиатрическом сообществе г.Архангельска.

СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Проект Открытого Диалога проводился в течение пяти лет с 1998 года в практической психиатрической сети г. Архангельска, организованный Институтом психологии и психиатрии Северного Государственного медицинского университета, Архангельской областной психиатрической больницей, Университетом Тромсе (Норвегия), Университетом Юваскуля (Финляндия), психиатрическими больницами Яливарэ и Карлстад (Швеция). В рамках проекта проводилась практическая работа на четырех площадках города, которыми являлись отделения психиатрических больницы, амбулаторное отделение Центра психического здоровья, институт психиатрии и психологии СГМУ. Работа проводилась как психотерапевтическая помощь пациентам, в которую включались студенты – будущие психологи и практикующие психологи. У психологов города появилась реальная возможность включиться в практическую психотерапевтическую деятельность как полноправных членов команды специалистов, ориентированной на мультидисциплинарный подход.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. Главной особенностью проекта стало то, что впервые была предложена структура подобной работы, когда специалисты разного профиля (психологи, психиатры, психотерапевты, специалисты по социальной работе, медсестры) выступают как полноправные участники терапевтического процесса. Также важной чертой являлось то, что студенты факультета психологии включались в этот процесс не как наблюдатели, а в качестве таких же участников команды.

ЦЕЛИ. Отработать модель командной работы в мультидисциплинарном направлении; обеспечить вовлечение студентов факультета психологии в реальную работу; создать условия для интенсивного обмена опытом, обсуждение актуальных проблем психологии, налаживания профессиональных и личных связей между студентами, преподавателями, практикующими психологами, психиатрами, специалистами по социальной работе Архангельска и стран Северной Европы;привлечь внимание к проблемам психиатрических пациентов с целью гуманизации лечебного процесса.

АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ. Проект рассчитан на практических психологов, психиатров, специалистов по социальной работе, студентов, преподавателей России и стран Северной Европы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ. В рамках проекта проводилась практическая работа, когда на четырех площадках в психиатрических больницах и в университете поводилась работа команды специалистов с пациентами. Также два раза в год в состав команд включались специалисты – психологи, психиатры из Северной Европы. Между этими участками совместной работы проводился интенсивный обмен информацией посредством Интернета. Также в рамках проекта специалисты города Архангельска приняли участие в шести международных конференциях по данному направлению. Метод Открытого Диалога является мультидисциплинарным. Суть его заключается в том, что с пациентом и семьей работает целая команда специалистов (рефлектирующая команда). Членами команды могут являться психиатр, психолог, специалист по социальной работе, медсестра, педагог и т.д. Метод направлен не на постановку диагноза, а на создание о поддержание диалога по определенным принципам. Эти принципы взяты из теории Выгодского о внутреннем и внешнем диалогах в мышлении человека и работ Бахтина, указывавшего на формирование процесса на границе диалогов. Эти идеи воплощены в подходе, когда терапевт (психотерапевт, психолог) находится в одном кругу с семьей пациента, а остальные специалисты во внешнем круге. Процесс протекает поэтапно, когда работа в одном круге не прерывается работой другого. Диалоги формируются непосредственно в пространстве. Этот процесс и является терапевтическим процессом, в результате которого происходит «кристаллизация и растворение» проблемы. Применение методики открытого диалога позволяет стереть грань между терапевтом и пациентом, пациентом и семьей, значительно повысив степень доверия и сняв напряженность в отношениях. Возможность активного участия близких родственников пациента в терапевтическом процессе повышает их степень понимания проблем пациента и мотивирует к принятию ответственных решений, что создает поддерживающую среду вокруг пациента даже дома. На первом этапе терапевт ведет беседу с пациентом и его семьей, помогая раскрыть содержание проблемной ситуации и тех способов, которые были использованы для ее решения ранее. Затем терапевт предлагает пациенту и семье послушать мнения и впечатления членов команды по поводу услышанного. В дальнейшем беседа терапевта с пациентом и семьей возобновляется, и уже они делятся своими впечатлениями об услышанном и продолжают вести совместный поиск решения проблемы. Спектр проблем может быть самым широким – от психотических переживаний до конфликтной ситуации в семье.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. По результатам работы вышла в свет книга Открытый Диалог в психиатрической практике Баренц – региона. /Под редакцией профессоров П.Сидорова и Я. Сейккулы/ - Архангельск: Издательский центр Северного государственного медицинского университета. 2003 – 386c., авторами глав которой выступили участники проекта.В работе приняли участие 12 практикующих психологов, 80 студентов факультета психологии, 18 специалистов другого профиля (психиатры, психотерапевты, специалисты по социальной работе, медсестры. Изучение метода и работа в мультидисциплинарных бригадах входят в учебные планы и практику на факультетах клинической психологии и социальной работы, менеджмента и высшего сестринского образования, лечебном и педиатрическом.Работа в данном направлении продолжается. Проект получил свое новое развитие – создан мультицентровой проект по обучению специалистов – практиков и студентов. Основными центрами проекта являются Архангельск (Россия), Тромсе (Норвегия), Боден (Швеция), Рованиеми (Финляндия). В каждом городе стран Северной Европы координаторами являются по два человека и пять человек в Архангельске.В октябре Коллегия Министерства образования РФ рассмотрела алгоритм вхождения России в «Болонский процесс». В решении коллегии и последующем приказе Министра образования отдельным пунктом прописана поддержка сотрудников стран Евро-Архангельского Барен-региона и создание единого научно-образовательного Баренц-пространства. Выход представляемой книги реальным шагом по интеграции Российской Клинической психологии в Европейское психологическое пространство.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su