Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход)» (печатное издание)


Проект «Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход)» реализован в виде печатного издания: Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). – Воронеж: Кварта, 2007.

Актуальность
Проект осуществил формирование новых образовательных сред, способствую-щих успешному личностному развитию и социальному самоопределению со-временных подростков и юношей. Авторы проекта считают целесообразным в качестве специального направления психолого-педагогических исследований осуществить поиск резервов личностного становления и определения воспита-тельных влияний социальных институтов на формирование ценностной базы растущих людей, их нравственных установок и достойных человека ориента-ций. Таким образом, перед исследователями открывается многомерное про-странство новых задач, требующих глубокого теоретического осмысления и значительного расширения экспериментальных работ.

Социальная, научная и практическая значимость
Предложенная модель крупномасштабной социально-психологической работы с социально одаренными молодыми людьми позволяет с минимальными затра-тами формировать социальные (лидерские и организаторские) качества лично-сти молодого человека. Разработанные научно-практические технологии тира-жированы в новых социально-экономических условиях жизни российского об-щества и стали основой создания 3 психологических образовательных моло-дежных центров в Курской обл. и реализации помощи подросткам из регионов чернобыльского следа в условиях санатория в Воронежской обл.

Значение для развития психологии
Проект не только подводит итоги реализации модели экспериментальной рабо-ты с социально одаренными детьми с 1980 г. по настоящее время, но и выявля-ет возможности психологической науки для решения современных молодеж-ных проблем. Установление социально-психологических механизмов взаимо-действия индивидов и групп как субъектов совместной деятельности в разви-вающей социальной среде (социальном оазисе) представляется полезным для разработки теории эксперимента в социальной психологии. Определение кон-цептуальных положений проектирования психологической помощи подросткам и юношам в личностном развитии может стать одним из направлений психоло-гической службы образования.

Крупномасштабный формирующий эксперимент на основе приоритета соци-ального обучения в условиях развивающей социальной среды (социального оа-зиса) ведет к позитивным личностным изменениям современных социально одаренных подростков и юношей и детей из регионов Чернобыльского следа. Проектирование развивающих социальных сред представляется наиболее дей-ственным способом оптимизации социального самоопределения молодежи.
 
Цели
• Разработка теоретических и технологических основ психологической по-мощи социально одаренным детям в образовании.
• Проектирование крупномасштабного формирующего эксперимента по подготовке молодежных лидеров и личностной поддержке подростков и юношей.
• Реализация социального обучения как эффективной формы психологиче-ской помощи молодежи.
• Стимулирование молодежи для включения в развивающие социальные среды.
• Реадаптация молодежных лидеров после обучения к обычным условиям жизнедеятельности.


Аудитория, на которую рассчитан проект
Психологи, педагоги, социологи, студенты психологических факультетов и те, кого волнуют проблемы воспитания растущих людей.

Основное содержание работы (или ее этапы)
В условиях социального расслоения общества, неоднородности социальных сред, вплоть до отношений рабства (Л.И. Анцыферова, 1999), наиболее акту-альным является создание развивающих социальных сред (социальных оази-сов), адекватных субъектной природе развивающегося человека. Потенциал развивающих сред раскрывается через введение социального обучения как наи-более оптимальной формы психологической помощи молодежи.

В нашем понимании развивающая социальная среда – это социум, отличаю-щийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности ха-рактеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интел-лектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой сре-де наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые меха-низмы успешного саморазвития личности и групп. Эффективность помощи и оздоровление социальных отношений обеспечиваются включением социальных технологий в реальную жизнь людей, постепенным сглаживанием содержа-тельных различий, границ между деятельностью, организованной психологами и педагогами, и повседневной жизнью.

Результаты, выводы
Включение социально одаренных детей в развивающие социальные образова-тельные среды способствует подготовке реальных молодежных лидеров гума-нистической направленности (200-250 чел. ежегодно). Модель комплексной психолого-медицинской помощи детям из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория обеспечивает позитивное личностное развитие детей дан-ной категории.

С позиций социальной психологии плодотворным представляется путь соци-ального сближения детей разных категорий для свершения единого социально-го действия или в рамках общения, или при включении в различные виды дея-тельности. В этой связи наиболее эффективным психологическим механизмом социального сближения является молодежное лидерство. Это в определенной мере подтверждено почти полувековым опытом работы Курской региональной школы лидеров. Получив хорошую организаторскую и личностную подготовку в школе лидеров, социально одаренные дети активно влияют на социальную ситуацию в школе, других детских организациях.

В рамках описанного опыта достаточно эффективным средством социального сближения молодежи региона, повышения ее духовности служит психологизи-рованное общественное мнение о роли молодежи в жизни региона и создание комплекса профильных молодежных центров Курской обл. и в санатории им. Дзержинского (Воронежская обл.).


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su