«Психологический тренинг с подростками» (учебное пособие)
Учебное пособие предназначено для обеспечения специального курса и специального практикума для студентов факультетов психологии университетов и пединститутов, изучающих возрастную или социальную психологию, социальную работу или социальную педагогику, а также для практических психологов, работающих в системе образования или в частных тренинговых и консультативных центрах.
Психологический тренинг с подростками понимается как составная часть системы оказания психологической помощи подросткам, как дополнительная к психологическому консультированию форма работы практического психолога.
Целью проекта является разработка методики психологического тренинга с подростками («Тренинг личностного роста с подростками»), наиболее адекватной нормативным возрастно-психологическим задачам этого возраста.
В качестве методологических оснований для разработки методики выступили:
- нормативный возрастно-психологический анализ подросткового возраста ( Эльконин Д.Б., Фельдштейн и др.),
- теория управляемого формирования новых психологических образований П. Я. Гальперина,
- методика проведения социально-психологического тренинга (Петровская Л. А., Хараш А. У. и др.),
- возрастно-психологический подход к консультированию детей, подростков и их родителей (Бурменская, Карабанова, Захарова, Лидерс и др.).
Практическая значимость проект связана с его укорененностью в практику работы возрастно-психологического консультирования и оказания подросткам помощи в подготовке к решению нормативных возрастно-психологических задач. На материалах, обобщенных в представленной на конкурс книге, прошли обучение сотни практических психологов более чем в 30 городах России и других стран.
Теоретическое обеспечение методики потребовало прояснения понятий «практическая психология», «позиция практического психолога по отношения к клиенту по сравнению с позициями других профессионалов из сферы помогающих профессий», «принципы психологического тренинга с подростками», «особенности тренинга личностного роста по сравнению с групповой психотерапией и с тренингами формирования компетентности в общении». Эти и другие вопросы освещены в теоретическом введении в методику тренинга.
Структура проекта (учебного пособия) включает четыре раздела (главы):
Глава 1. Практическая психология как помогающая профессия
(1.1. Три слоя психологии. 1.2. Основания для оказания психологической помощи. 1.3. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту.)
Глава 2. Тренинг личностного роста для подростков
(2.1. Особенности подросткового возраста. 2.2. Консультативно-развивающая работа с подростками и ее особенности. 2.3. Три модуса групповой психологической работы. 2.4. История и принципы тренинга личностного роста для подростков.)
Глава 3. Типология упражнений, используемых в тренинге личностного роста с подростками.
(3.1. Разминки. 3.2. Работа с именем. 3.3. Упражнения на интенсивное физическое взаимодействие. 3.4. Упражнения на новый сенсорный опыт. 3.5. Упражнение на границы психологических пространств. 3.6. Упражнения на речевые действия. 3.7. Эмоциональная гимнастика и изобразительные игры. 3.8. Сюжетно-ролевые игры с подростками. 3.9. Проективные упражнения. 3.10. Упражнения на быстрый отдых. 3.11. Испытания в узком смысле слова в тренинге. 3.12. Упражнения на обратную связь. 3.13. Психологический практикум внутри тренинга. 3.14. Телесно-ориентированные упражнения внутри тренинга с подростками. 3.15. Упражнения на личностную лексику и личностную внимательность. 3.16. Другие виды упражнений.)
Глава 4. Особенности действий тренера в тренинге личностного роста с подростками
(4.1. Принципы построения отдельного дня тренинга. 4.2. Действия тренера в нестандартных и кризисных ситуациях. 4.3. Некоторые другие советы тренеру в работе с подростками. 4.4. Примеры программ тренинга с подростками. 4.5. Приемы и результаты оценки эффективности тренинга.)
Заключение
Дальнейшим развитием этого проекта может стать хрестоматия по методам психологического тренинга с подростками и молодежью, а также видео пособие по методике проведения такого тренинга.
Опубликованные в учебном пособии материалы будут полезны как начинающим, так и более опытным практическим психологам при разработке авторских программ психологического тренинга.