«Обучение леворуких детей 3-7 лет» (коррекционно-развивающая программа)
Цель: коррекция отклонений в развитии познавательной сферы дошкольников, имеющих ярко выраженное ведущее правое полушарие головного мозга (термин «леворукие» использован условно).
Задачи:
1. Создание благоприятного эмоционального фона и доверительного отношения.
2. Снятие психоэмоционального напряжения.
3. Активизация работы головного мозга.
4. Коррекция развития психических процессов.
5. Формирование положительного отношения к процессу обучения.
6. Обучение навыкам рефлексии собственного эмоционального состояния.
7. Построение занятия с использованием всех органов восприятия.
Адресат: предназначена педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность: Неуклонно растет количество детей, имеющих ярко выраженное ведущее правое полушарие (леворукие). Если в начале 20-го века количество леворуких составляло 5%, то в настоящее время в среднем по России достигает 15%, а в условиях районов Крайнего Севера -25%. Рост леворуких вызван климатическими условиями, освоением новых территорий, экологией, ухудшением состояния здоровья матери и ребенка в пре- и перинатальные периоды развития. Увеличением количества детей, имеющих минимальные мозговые дисфункции.
Современные образовательные программы по-прежнему рассчитаны на праворуких детей, без учета функциональной асимметрии полушарий головного мозга и основываются на логических операциях, увеличивая тем самым количество неуспевающих детей.
Леворукие дети в отличие от праворуких имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при подборе развивающих программ, структуре занятия.
Работа с ребенком требует дифференцированного подхода, с учетом его индивидуальных особенностей, знания особенностей усвоения материала, особенностей его психического развития.
Выбор темы обусловлен отсутствием коррекционно-развивающих программ для леворуких детей и актуальностью проблемы в условиях Крайнего Севера.
Условия реализации: не ограничены.
Показания и противопоказания к применению: Рекомендована для дошкольников, имеющих отклонения в развитии познавательной сферы с ярко выраженным доминирующим правым полушарием. С детьми, склонными к эпилептическим припадкам, дыхательные упражнения выполнять после консультации специалиста.
Краткая характеристика содержания: Программа включает в себя комплекс коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов: память, внимание, мышление, восприятие с учетом особенностей детей, имеющих ярко выраженное доминирующее правое полушарие головного мозга.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
- оказание помощи ребенку по нормализации эмоционального состояния, снятия стресса, тревожности;
- организация предметно-развивающей среды ребенка с учетом его зоны ближайшего развития;
- дифференцированный подход к ребенку: необходимо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, качество усвоения им учебного материала, уровень сформированности знаний, умений и навыков, развитие психических процессов.
- формирование навыков учебной деятельности: понимание учебной задачи, умение выполнить ее самостоятельно, формирование навыка самоконтроля и самооценки.
- обучение навыкам саморегуляции эмоционального состояния.
- формирование положительного отношения к процессу обучения.
В соответствии с намеченными направлениями работы занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме.
Занятия рекомендуем начинать с установления контакта с ребенком - свободная игра, беседа, рисование.
Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям, стимулирующим работу мозолистого тела головного мозга. Вследствие чего достигается более высокая скорость переработки информации. С учетом психологических особенностей детей задания предлагаются небольшие по объему, с постепенным усложнением и повторением. Каждое занятие содержит группу упражнений по данной теме, что позволяет психологу, учитывая индивидуальные особенности психического развития ребенка, настроение, работоспособность, варьировать их количество от двух и более. Занятия располагаются по двум возрастам: младший дошкольный возраст (3-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Деление это условно, если задания не входят в зону ближайшего развития ребенка, необходимо обратиться к более легкому материалу, а затем постепенно усложнить его.
Форма проведения: занятия проводятся как индивидуально, так и микрогруппами (до 4-х человек). Продолжительность одного занятия приблизительно 40 мин. Частота проведения - 1-2 раза в неделю. Разнообразие методов и включение в работу всех органов чувств позволяет избегать переутомления детей и достичь максимального эффекта.
Методы и приемы: используются имитационные развивающие игры, психогимнастика, дыхательные упражнения, беседы, диагностика эмоционального
состояния, выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке, чтение и обсуждение художественных произведений, ауторелаксация.
Структура занятия:
1. Установление контакта.
2. Приветствие.
3. Дыхательные упражнения.
4. Основная часть.
5. Разминка.
6. Релаксация.
7. Рефлексия.
8. Прощание.
Сроки реализации программы: занятия проводятся в течение учебного года с декабря по март.
Результативность: Критерием эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми служит нормализация эмоционального состояния ребенка, трансформация полученных навыков саморегуляции в личный опыт ребенка, достаточный уровень развития психических процессов: восприятие, память, внимание, мышление и т.д., положительное отношение к процессу обучения.
Перспективы использования: Количество леворуких детей постоянно растет. В недалеком будущем леворукость станет нормой, так же, как сейчас праворукость. Поэтому необходимо менять подход к образовательным программам.
Сидорова Наталья Викторовна - педагог-психолог детского сада комбинированного вида «Золотой ключик» г. Ноябрьска. Сфера научных интересов: особенности психического развития дошкольников. Основные публикации: «Адаптация дошкольников к условиям детского сада», «Растем играя».