На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Есть у психологии начало, нет у психологии конца: корни успеха»

Наверное, как всякое явление, история успеха имеет свои корни, причины, структуру (слагаемые) и следствия.

История успеха.

«Почему?.. Почему люди, давшие жизнь ребенку, сами разрушают его мир, идя на развод?». «Что происходит между свадьбой и разводом? Или это происходит раньше – между знакомством и свадьбой? Почему разводятся люди?». «Почему люди, говорящие на одном языке, не понимают друг друга? А может быть, они говорят на разных языках нелюбви?».

Эти вопросы возникли в голове еще школьницы не случайно: в нашей большой и дружной семье произошло событие, потрясшее нас – брак одного из братьев распался и после бракоразводного судебного процесса его маленький сын был увезен его бывшей женой за тысячи километров от нас. Где искать ответы на эти вопросы -  в семье,  педагогике, юриспруденции, психологии - я тогда не знала.

Сначала (тогда я еще носила замечательную девичью фамилию Аванесова) был университет, исторический факультет (1972-1977), затем факультеты журналистики (1979) и научного атеизма (1980) Университета марксизма-ленинизма, четырехмесячные курсы повышение квалификации в гос. университете в Ростова-на-Дону (1984) и Высшей профсоюзной школе в Ленинграде (1983), затем были «Школа общения» (1990) и «Школа творчества» (1991) в Институте повышения квалификации при Всероссийском центре по проблемам общения. Затем учеба на базе высшего образования и с отрывом от производства в университете на психфаке (1991-1992). Все это время ( с 1977-го) работала в системе профессионального образования, куда я попала по запросу Управления профтехобразования после педпрактики. Удивительная и замечательная школа, именно там я состоялась и как педагог, и как начинающий психолог. Я всегда с благодарностью вспоминаю эту систему, она оплатила мое обучение на психологическом факультете (первый опыт получения платного образования, но учебный процесс был поставлен великолепно – лекции, семинары, практикумы, тренинги, тренинги, тренинги). С 1992-го исчисляется  стаж работы психологом.

А потом в мою жизнь ворвалась война, хотя официально военные действия на территории моей малой Родины никто не называет войной. Выжила, но пришлось покинуть Грозный, как мне кажется, навсегда, в статусе вынужденного переселенца. Пути-дороги привели на Камчатку. О, это удивительный край!!! Замечательные люди живут здесь, работящие, добрые, отзывчивые, в суровых условиях климата сохранившие чуткость друг к другу и чувство юмора, внешне легко переживающие и природные, и экономические, и политические перипетии жизни. Здесь продолжилась моя профессиональная деятельность буквально с первых дней прибытия на Камчатку. И я счастлива этим. Пять лет - в школе, четыре с половиной – в детском саду, два года – в техническом университете и последние десять лет – в Камчатском Центре социальной помощи семье и детям. К счастью, учеба не прекращалась ни на миг. Помимо самообразования появилась возможность выезжать за пределы Камчатки…

2007-й  - учеба в Институте практической психологии «Иматон» в Санкт-Петербурге – «Телесно-ориентированная психотерапия зависимостей и психосоматических расстройств» и И.Б.Канифольского.

2007-й -  учеба в Институте практической психологии «Иматон» в Санкт-Петербурге «Проективная диагностика глубинных побуждений человека» у Джоса В.В..

2009-й - учеба в Институте практической психологии «Иматон» в Санкт-Петербурге «Работа психолога кризисного центра» у Алексеевой И.А.

Отличной школой для меня стало пассивное и активное участие в работе конференций.

2010-й  - участие в конференции в г.Москва, поднявшей вопрос о возникновении Детского Телефона Доверия в России.
            
2011-й – участие в конференции  в г.Пушкин Ленинградской области  по теме «Профилактика депрессивных состояний и самоубийств».
            
2012-й – участие в конференции «Общероссийский детский телефон доверия: обеспечение доступности и качества работы», организованной Министерством труда и социальной защиты РФ и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
           
2013-й – участие во Всероссийском конкурсе психологов и в Саммите, где я представила три авторские программы «Талантливая мамочка», «Психея» (по профилактике эмоционального выгорания) и «Путь к сознательному родительству». Организаторы конкурса и Саммита предоставили возможность выступить с презентацией моих программ.
           
2014-й – год текущий – не исключение. В конце мая   учеба в Институте практической психологии «Иматон» в Санкт-Петербурге в семинаре по оказанию помощи семье в кризисной ситуации и 1-3 – участие в работе очередного Саммита (участие в конкурсе эссе «История успеха».
    
Корни успеха

Они в моей семье. Мне посчастливилось родиться пятым ребенком от любви двух порядочных, честных, искренних и любящих друг друга и своих детей людей, доброжелательных, трудолюбивых и ответственных, Профессионалов с большой буквы, воспитавших в своих детях как минимум те же качества. Именно благодаря моим родителям я узнала цену жизни и индивидуальности каждого человека. Для меня буквально каждый человек – Вселенная.

Корни моего успеха – в знаниях, умениях и навыках, которые передали мне  педагоги по призванию, и в тех людях, с которыми сводила меня судьба.

Меня научили слушать, и слышать, смотреть и видеть в человеке его самого, а не свое отражение в нем, понимать, чувствовать, содействовать; думать, анализировать, сопоставлять, диагностировать и прогнозировать, абстрагироваться  от окружающего мира, погружаться в проблему и работать с информацией, полученной от человека. Я легко обучаема, владею методами научного исследования, умею работать с литературой. Обладаю способностью передавать накопленные знания, развивать умения и способности тех, кому они нужны (11 лет я преподавала в Камчатской филиале Балтийского института экологии, политики и права на отделении психологии). Меня научили быть открытой к сотрудничеству, работать в коллективе, обладаю чувством юмора, и видит Бог, альтруистична, потому что в государственной структуре работают только те, кто пришел в профессию по призванию.

В моем случае – это просто счастье – работа и хобби слились воедино.

Причины успеха

В огромном желании выполнять любимую работу. В огромной потребности видеть счастливые лица людей. В высокой работоспособности, ответственности, порядочности, честности, компетентности, в следовании принципам работы психолога.
          
В желании и умении учиться, учиться и учиться.

Структура (слагаемые) успеха

Я не настаиваю на ее безупречности, но что-то вроде того происходит каждый раз, когда в кресло напротив садится человек, порой не в состоянии даже в глаза смотреть, в такой степени измотанный болью и страхом, ожидающий если не чуда, то хотя бы сочувствия и понимания.
     
Потребность понять суть происходящих в жизни человека значимых событий
учеба, анализ, учеба (бесконечный и удивительно интереснейший процесс)
встреча с людьми, оказавшими мне безграничное доверие     (и дальше мы идем вместе) погружение в историю           поиск истины          поиск внутреннего потенциала человека              поиск  возможных вариантов выхода из ситуации             а дальше человек делает прежде всего выбор и первые самостоятельные шаги , и моя задача сопровождать его шаги, чтобы он,  словно заглянув в зеркало, увидел глазами стороннего наблюдателя отражение своих шагов и их последствия              а за ними чем дальше, тем радостнее свет в глазах моих посетителей (выправляется спинка, снимается напряжение, самочувствие наполняется уверенностью и ощущением полноты жизни,  самодостаточностью…). Я счастлива.

Несколько строк, а за ними работа  – слушаем, вместе преодолеваем боль, снимаем напряжение; думаем, сопоставляем, анализируем, систематизируем, обобщаем; ищем причины случившегося, исследуем мотивы поведения и внутренний потенциал человека, распознаем его потребности, ожидания; внимаем и понимаем человека, принимаем его таким, каков он есть; ищем ответа на главный вопрос; обучаем понимать и принимать человека таким, каков он есть; обучаем приемам распознавания мотивов поведения своего и других людей, приемам снятия напряжения, приемам  оказания самопомощи на будущее; сопровождаем на протяжении некоторого времени, и в заключение «провожаем в дальнее плавание» - это самое трогательное и радостное событие в нашей с посетителем жизни. И хорошо, если у него, уже уверенного в себе человека,  впредь не возникнет желания встретиться со мной – психологом для разрешения новых проблем.

Убеждена, в резерве каждого человека есть потенциал, опираясь на который он сам без посторонней помощи в состоянии предотвратить нежелательное развитие ситуации или разрешить ее с наименьшими потерями.

Ведь мы приходим в это мир не для бурь и потерь.
   
Несколько слов об обязательном слагаемом успеха. Это доверие людей ко мне – психологу и человеку - высшая ценность и достижение, я горжусь им и трепетно дорожу…

Иногда мне кажется, что я работаю хранительницей тайн и сокровенных чаяний людей, иногда гидом в мире, иногда – поводырем, но чаще – проводником психологических знаний ( «кто владеет информацией, тот вооружен» и в таком случае легче предупредить негативное событие, чем потом «расхлебывать» его последствия). Это ли не  миссия практического психолога?

Следствия успеха

Моя любимая психология вызывает все большее доверие все большего числа людей. И с каждым днем я все ближе к заветной цели – миру, где каждый делает свое дело и делает это профессионально.

…Нашла ли я ответы на волновавшие некогда меня вопросы? Ищу, нахожу и продолжаю искать… А ответы – разные. Конечно, можно привести их к общему знаменателю (в разных изданиях я встречаю попытки обобщения причин, приводящих к разрыву отношений), но истории людей, обратившихся за помощью, не похожи одна на другую. И причин, объясняющих причины разрыва отношений, множество.

И что мне нравится во всей этой истории, так это то, что в ней не я поставлю точку…

Смыкова Ольга Ивановна, психолог.


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.