«История моего успеха. Галерея образов»
Оборачиваясь в прошлое, человек подобен путнику, забравшемуся на вершину горы и пытающемуся разглядеть внизу самое главное, самое заметное.
Буду этим альпинистом и я. Что же увижу я, смотря на тридцать девять лет своего пути, своей дороги?
Первый образ - девочка лет пяти, которая, научившись читать самостоятельно по старым книжкам, просит папу записать её в библиотеку. Девочка, которая с горящим взором открыла для себя мир книг… Первый успех – это выбор правильного способа познания мира… Это везение родиться в самой обычной семье, где её любят и гордятся успехами своего ребёнка.
Второй образ – девочка, плачущая над нелюбимой манной кашей в детском саду, девочка, которая не понимает, почему она осталась в старой группе, когда ее друзей, более старших по возрасту, перевели в другую. Первые трудности, боль потери и … опять успех – она смогла с этим справиться без мамы и остаться такой же веселой и жизнерадостной!
Третий образ – третьеклассница, которая в пятый раз пересказывает что-то на уроке чтения, и уже ставшая ненавистной учительница, которая недовольна и ругается, заставляя пересказывать вновь и вновь… Первый обморок от переутомления… И опять успех – девочка не обозлилась на учителя, не ушло желание ходить в школу и стараться учиться… И первое понимание, что то, что происходит сейчас - не навсегда, и всё может измениться!
А теперь - образ дочери, которая ждет маму из больницы и очень хочет, чтобы её похвалили за пятерку по контрольной по математике. И первое огорчение от того, что не все успехи замечают… И понимание, что всё, что ты делаешь, ты делаешь для себя, без оглядки на реакцию общества, для собственного личностного роста и удовлетворения.
А дальше видим образ очень активной шестиклассницы, которая ходит одновременно в одиннадцать кружков, успевает учиться без троек и наслаждается активной организацией своей жизни. Видим первый и единственный бойкот от одноклассниц за то, что девочка всегда имеет свое собственное мнение и обостренное чувство справедливости. Борьба за лидерство и… победа! Понимание, что жить активно – это интересно, а жить справедливо – это важно!
А вот десятый класс и поездка девочки-подростка с классом на концерт эстрадной звезды. И шокирующее учителей поведение – без разрешения спуститься с балкона и зайти на сцену, чтобы на глазах всего зала взять автограф, о котором мечтала много лет. Умение добиваться цели различными способами – вот урок этого периода. Успех? Теперь мы знаем, что - да!
А дальше череда образов – вагончиков паровоза, набирающего скорость: первая сессия в институте и все экзамены «автоматом»; доверие председательства профсоюзного бюро факультета на все четыре года учебы; обращение от сокурсников то ли в шутку, то ли в серьез только по имени и отчеству; диплом с отличием и директорство учреждением через восемь месяцев работы молодого специалиста…
И вот с горы видим очень яркое пятно, переливающееся разноцветными красками, манящее теплом и светом… Это выбор настоящего пути - быть детским психологом … и два года интересной учёбы на областном спецфакультете.
Первый профессиональный успех – маленькие дошколята, готовившиеся к школе и обожающий взгляд десяти пар глаз… Шоколадка директора с надписью «Спасибо!» за первое занятие… Девочка пятого класса с высокой тревожностью, которую тошнило в школе и чудесный инструмент – символдрама, применение которого смогло помочь ребёнку… Это чудо успеха – чудо реального изменения трудной ситуации!
Всматриваемся внимательнее, много ли было таких маленьких, но очень важных чудес? Немного - в сравнении с детьми, научившимся таблице умножения, и - много в сравнении с количеством детской боли и переживаний…
А что это мы видим там, где закончился рубеж первого десятилетия работы? Образ клубка сомнений и усталости от невозможности помочь синий забор быстро сделать красным, сожаления из-за отсутствия волшебной палочки, которую ждет от психолога общество… И - уход в более понятную, более престижную профессию, требующую ума, четкой организованности и активной жизненной и профессиональной позиции – инспектор в отделе образования. Но образ дополняется тут же появившейся тягой назад, в психологию, ощущением нехватки душевности в мире строгих планов и программ, писем и отчетов…
И, новый, наверное, самый главный успех – возможность вернуться на путь истинный - обновленной, более профессиональной и понимающей теперь точно и навсегда, что познание мира души человека и помощь в его гармонизации – это твоё!
И вот, все ближе и ближе к альпинисту события недавно минувших дней - яркий образ абсолютной победы в региональном конкурсе профессионального мастерства, результативное участие во всероссийском конкурсе «Педагог-психолог – 2014», публикации материалов в российских профессиональных журналах, образ авторитетного специалиста своего дела и обращение родителей и педагогов «только к этому психологу»…
Успех ли это? Наверное, успех! Но главнее всего то, что с каждым днем ты видишь все больше и больше глаз людей, в которых безнадежность и страх сменяется верой и пониманием, что многое можно изменить и всё, чаще всего, находится в руках самого человека.
И если ты имеешь отношение к этому чуду – чуду изменения ситуации к лучшему, если ты все-таки напоминаешь самому себе волшебную палочку, и если ты сам не теряешь оптимизма и желания совершенствоваться как личность и как профессионал – наверное, ты не зря идешь по этому пути, не зря взбираешься на эту гору…
Я поняла, что секрет успешной дороги в том, что впереди ты всегда видишь чудо… И веришь в него…
Грибоедова Оксана Ивановна, педагог-психолог МБУ МО Плавский район «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» (город Плавск, Тульская область)