На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Моя история успеха – стихотерапия»

«Человек, способный поставить себя на место другого, понять его образ мышления, может не беспокоиться о том, какое будущее его ожидает»
Оуэн Д.Юнг.

«Что такое успех?», - вдруг задумалась я, прежде чем взяться «за перо». Не правда ли, странно? Такое простое, понятное слово. В моей голове сразу стали складываться какие-то варианты. Но все же, с присущей мне любознательностью, «полезла» в этимологический словарь русского языка, где в одном ряду стоят слова: «СПЕТЬ, УСПЕТЬ, УСПЕХ». Как оказалось, глагол «спеть» («Спеет в поле колос») в древнерусском языке выражал значения:

  1. стремиться, двигаться, спешить;
  2. спешно готовить, заготовлять, запасать;
  3. помогать, способствовать, приносить пользу. Отсюда причастие спѣяи употреблялось в значении «помощник»;
  4. развиваться, созревать, преуспевать.

«Надо же!», - подумала я, - «Как точно значения этого слова отражают все (или почти все) функции психолога!». Но это – в древнерусском. Что же еще услышала я, произнося это слово нараспев из своей современности? «Спе-е-е-ть, п-е-е-е-ть». А что же трогает душу более, чем песня, проникая в самые ее глубины, когда слушаешь или поешь ее сам. Но ведь неотъемлемой составляющей песни являются СТИХИ. Как оказалось, это и есть тот мощный «инструмент», с помощью которого я «успеваю» в своей работе и, на мой взгляд, достаточно эффективно.

Когда-то давно в одном из своих стихотворений я написала такие строки:

«…Я чего-то не успела, ну а в чем-то повезло.

Может, я свою жар-птицу ухватила за крыло?

Я держу в руках синицу, но не сладок мне покой.

Ты взлети, моя жар-птица, и возьми меня с собой!»

Услышала ли меня моя жар-птица? Думаю, да.

С чего же начался мой успех? Наверное, с детства. Но это не совсем то, о чем могла бы пойти речь: олимпиады, призы, спортивные достижения… Здесь – несколько другое…

Я родилась и выросла в семье врачей и с интересом и жадностью впитывала в себя некоторые профессиональные знания моих родителей, которые могла получить, слушая их разговоры и, иногда, участвуя в них. Со временем в среде моего общения меня стали называть «наш доктор». Теперь я понимаю, что мои родители были не просто врачами, они были психологами! По крайней мере, обладали всеми необходимыми для этого душевными качествами (хотя в определенных ситуациях теперь я могла бы предложить другие варианты). Но я всегда знала: меня любят такой, какая я есть.

В течение определенного периода времени моей маме довелось работать врачом подросткового кабинета в поликлинике. Я помню, как горели ее глаза, какая счастливая приходила она с работы! Возможно, там и зародились истоки моего трепетного отношения к работе, а вернее, общению с подростками и семьями. И вдруг, однажды я задумалась о том, что же теперь я более всего ценю в своей маме? Удивительным образом перед моими глазами всплывает пирамида Маслоу, и я мысленно поднимаюсь по ее ступенькам. Ловлю себя на самых ярких воспоминаниях: мамина влажная рука на моем горячем лбу при свете ночника, ее встревоженный, любящий взгляд, каким смотрят матери только на своего ребенка. А что же еще? А еще моя мама научила меня ВИДЕТЬ, что небо – голубое, что по нему плывут облака, что трава – зеленая, что весной цветут одуванчики и, самое главное, восторгаться всем этим чудом природы. Она отвела меня, маленькую, на курсы английского языка, загадочно преподнеся мне это как сюрприз. С тех пор любовь к английскому сопровождает меня всю мою жизнь. А еще моя мама писала стихи, (и даже окончила Народный Университет журналистики), вкладывая в них всю свою душу. Она все время стремилась к развитию. Она писала, когда радовалась и когда огорчалась. Теперь я понимаю, зачем ей это было нужно. Чистой воды психология!

«Дети не очень внимательно слушают, но не упускают ничего в подражании взрослым», - написал Джеймс Болдуин. Так случилось и со мной.

Однажды предложив маме не мучиться, а просто переписать чьи-нибудь стихи и оправить их в издательство и, получив ее разъяснения о том, что такое плагиат, я решила попробовать свои силы в творчестве. Первые два стихотворения я написала, когда училась во втором классе. Мама, конечно, помогла и посоветовала показать учительнице. Она похвалила. В пятом классе я написала сочинение по литературе в стихах. Казалось, очень примитивное, но получила пятерку по литературе. Затем было стихотворение на английском языке (учительница по английскому языку предложила написать), которое долго висело в школьной стенгазете. Кстати, и учительница математики заверила меня – твердую хорошистку по этому предмету в восьмом классе - в том, что школьный выпускной экзамен я точно сдам на пятерку. И так и вышло, хотя я заканчивала совсем другую школу и училась у другой учительницы. Как я сейчас благодарна за это своим учителям! Так оказалось, что создавая мне ситуации успеха, они, в определенной степени, предопределили и мой будущий успех.

И так случилось в моей жизни, что я поступила и достойно окончила Казанский авиационный институт, затем много лет работала конструктором и вполне преуспела в этом. Но в стране началась «перестройка», и конструкторские бюро стали закрываться. К тому времени у меня уже давно была счастливая семья, в которой рос замечательный сынок и две чудные девочки – двойняшки – моя радость и гордость. Ну что ж, решила я, посвящу себя семье, детям, тем более что моим девочкам предстояло идти в первый класс. Через какое-то время, когда жизнь моих детей вошла в нужное русло, я поняла, что не могу больше сидеть в четырех стенах и очень приуныла. Поняла, что не могу ограничиться ролью домохозяйки, что мне просто необходима самореализация, причем творческая. Говорят, у каждого человека есть свой ангел. Возможно, и вправду сверху виднее, кому надо помочь? Однажды, я открыла газету и увидела объявление. И пошла. Нет, не пошла – побежала. На курсы английского языка в Казанский государственный педагогический институт. Затем, как говорила тогда моя мама, после занятий я приходила домой «как из театра». И это было правдой. Затем закончила еще одни курсы. Зиму проработала преподавателем английского языка в детском саду. Но мне всегда хотелось искать нестандартные подходы. И опять появилась потребность писать маленькие стишки на английском языке. Так дети лучше запоминали слова, и процесс обучения был радостным. Заведующая и родители были довольны результатами. Я и теперь вспоминаю маленькую пятилетнюю девочку, с довольно низким хрипловатым голосом, вся семья которой состояла из бабушки. Она часто просилась ко мне на руки, и я не могла ей отказать. Порой, так и вела занятия с ней на руках. И опять – нестандартная ситуация. Но, как ни странно, никто из детей не посягал на «ее место». Может быть, они услышали самое первое слово, которое попросила меня перевести эта девочка, и все поняли? «А как на английском языке называется сердце?», - спросила она, поудобнее усаживаясь ко мне на колени. «A heart», - успела ответить я, прежде чем спазм сжал мое горло. Наверное, тогда во мне зародился психолог. У меня появилась неодолимая потребность создать для нее ситуацию успеха. Я подготовила с ней к утреннику сольный номер и, держа девочку за руку, подошла к музыкальному руководителю и попросила подыграть ей, на что получила отказ в резкой форме. «Она не споет, а проскрипит», - сказала она. «Пусть», - ответила я. Она будет выступать не на сцене оперного театра!». Мы не были поняты. В результате на утреннике она все-таки выступила. Просто рассказала на английском языке стишок про лошадку, без музыкального сопровождения, но с полным пониманием слов и смысла. Нарушая правила, я стояла рядом и держала ее за руку. Она ошиблась, но под моим ободряющим взглядом, начала сначала и справилась. Замечание от заведующей, за этот «вопиющий» факт я все же получила, но аплодисменты зрителей мы сорвали! Тем не менее, комплимент по поводу результатов проделанной в целом работы и предложение продолжать сотрудничество я получила тоже. Но я чувствовала, что всего этого мне недостаточно для самореализации.

Наступило и почти прошло лето. И тут в мою жизнь ворвалась психология, вернее, я ворвалась в нее, как ветер, который врывается в распахнутое окно, как юность врывается в нашу жизнь, неожиданно и полноводно, как первая любовь, но, как нечасто бывает, на всю оставшуюся жизнь. Образование психолога получала при Казанском государственном технологическом университете. Я училась с огромным удовольствием. Почувствовать себя студенткой в зрелом возрасте – особое состояние. Я очень благодарна мужу и детям за ту поддержку, которую они оказали мне, помогая найти свое место в жизни. «Вы пришли сюда, в первую очередь, для себя», - запомнилась мне фраза, услышанная от одного из замечательных моих преподавателей. И это правда. Диплом я получала уже совсем другим человеком. Мои плечи расправились активнее после еще одной напутственной фразы, сказанной нам напоследок: «Возраст для психолога - только плюс, так как есть мудрость и жизненный опыт». И я поверила, что буду работать психологом.

В школу попала случайно. Так случилось, что мне позвонили по чьей-то рекомендации и попросили провести тренинг общения (тренинговое занятие) со старшеклассниками, которые состояли в школьной организации АТИС (по-моему, это расшифровывалось как Академия творчества и искусств). Меня заинтересовали эти дети и эта тема. Я погрузилась в литературу, вспомнила свое участие в тренингах и … провела. Дети меня приняли, и я осталась. Работала от запроса, как и полагается психологу. Вскоре появился запрос по решению проблемы, связанной с употреблением подростками ненормативной лексики. И опять родились и пригодились стихи. Юмор – замечательный помощник в нашем деле. Эффект был достигнут. Кстати, это стихотворение чуть позже позволило мне получить титул «Мисс конкурса «Пересмешник - 2001», проведенным Литературной студией при Казанском Государственном медицинском Университете «Белая ворона» (руководитель Наиля Ахунова), членом которой я являюсь. С тех пор я делюсь стихами со многими коллегами и преподавателями по их просьбе.

Издержки воспитания или о культуре речи

Меня в семье усердно с колыбели

Всему учили и отец и мать,

И из меня, конечно же, хотели

Культурного ребенка воспитать:

Красиво чтоб вести себя умела,

Что мальчик девочке всегда подаст пальто,

А если вдруг он этого не сделал,

То значит воспитание не то,

Чтоб я всегда красиво говорила,

Умела четко мысли излагать,

И чтобы за себя не стыдно было,

И чтоб другие все могли понять.

Но в жизни оказалось

почему-то,

Совсем не то, чему учила мать,

Что как Тургенев говорить не «круто»

И «проще» надо мысли выражать.

Зачем же подражать литературе

И книжки допотопные читать,

Когда «во-ще без понта, блин, в натуре»

Что хочешь можно запросто

сказать.

Услышав раз обрывок разговора,

Я тщетно смысл пыталась уловить:

«Не, ты прикинь, чувак, но без мотора

Мне на копытах влом с тобой ходить!».

Излишне романтична я, наверно,

От Пушкина кружится голова,

Но не хочу прослыть несовременной

И подбираю модные слова.

Моя подружка парня отхватила

Спросила гордо: «Клевый он, те как?»

Хотела я сказать «Какой он милый!»,

Но вслух сказала: «Класс! Крутой чувак».

Мы загулялись, скоро ночь настанет

И манит к речке летняя жара...

Ну все, поздняк, шнурки давно в стакане*

Мне на разборку к ним идти пора

*Шнурки в стакане» — родители дома.

Приходил опыт. Начала консультировать. Приходили новые предложения, новые клиенты, новые проблемы, новые стихи. Добавилась работа в одном из благотворительных центров г. Казани. В течение десяти лет периодически сотрудничала с телевидением (ТНВ, Программа «Доброе утро», рубрика «Посоветуемся с психологом»). Ощутила необходимость телесно - ориентированной терапии и занялась пилатесом, танцами. Как все УСПЕТЬ? И опять помогали стихи, вызывая эмоциональный всплеск и, тем самым, позволяя достичь эффекта, значительно сокращая количество консультаций. Профилактика криминала, адаптация к жизни после незавершенного суицида, сексуальных домогательств, «застревание» в прошлом, неразрешенные конфликтные ситуации – перечень возможных проблем продолжит каждый психолог. Но, я не буду занимать этим ваше время, дорогие мои коллеги. Лучше поделюсь с единомышленниками своим «инструментарием» - стихами, написанными за многие годы и рожденными в моменты глубинного проникновения в проблемы моих клиентов и, конечно, свои собственные и отреагирования чувств. Только при этих условиях они работают. «Проблема – это неправильно сформулированное решение» (Н.Р. Салихова). На мой взгляд, творчество, как ничто другое, помогает мне сделать это наиболее эффективно – как человеку и как психологу! И возникшая проблема уходит, прощаясь с нами, и хотелось бы верить, навсегда.

«Поэзия — это дар речи в момент потери сознания», — сказала поэтесса Юнна Мориц.

«Поэзия — это способ обретения сознания посредством развития дара речи». Эта формула, выведенная мной наряду с приведенной выше, помогает в решении многих проблем, стоящих перед психологом.

Однажды, придя в восторг от замечательной книги В. Левина и Р. Мухи «Между нами взрослыми», я составила и провела занятие с «первоклашками», которое вызвало у них такой интерес к стихосложению и явилось побуждением к творчеству, что они до сих пор несут мне сочиненные ими стишки, просят помочь, научить, открыть секреты «сочинительства» или просто почитать еще что-нибудь. И неважно, что пока еще эти стишки несовершенны и, порой, написаны с помощью мамы. Главное, что этот путь способствует как творческому развитию детей, так и плодотворному развитию детско-родительских отношений. Мы всему в жизни у кого-нибудь учимся. Важно, чтобы рядом оказались люди, поддерживающие творческое «горение»!

«Так что же такое успех?», - еще раз задаю я себе вопрос. Титулы, звания, категории? Думаю, это всего лишь следствие. Успех для меня – это расправленные плечи и улыбка клиента при расставании с психологом. И новые встречи, но уже нескоро и по поводу совсем других проблем, которые естественным образом жизнь ставит перед людьми, стремящимися к развитию. Спасибо им, что доверились мне!

*

Упала капелькой росы

На солнцем выжженную почву.

Ритмично тикают часы -

Чего они мне напророчат?

Каких мне ждать от жизни дней,

Каких событий, где и сколько?

О, дождик творчества, полей,

Совсем не высохнуть бы только!

*

Давно уж не в новинку

Писать мне сочиненья.

Растаяла снежинка,

Растаяло мгновенье,

Растаяла улыбка,

Перехватив дыханье.

Расплата за ошибку –

Как путь к самосознанью.

А сердце то оттает,

То отзовется болью.

Ну что же, так бывает,

Но можно жить любовью.



Володарская Яна Исааковна - психолог высшей категории, г. Казань.

За эту историю проголосовало: 343 человека
Майсак Надежда Васильевна, Чердакова Анна , Мельник Алла , Костина Наталья Александровна, В А , Володарская Алла , Александрова Елена Николаевна, Перель Вита , Авилова Людмила Борисовна, Руденко Елена Григорьевна, Манукян Рипсиме Мануковна, Руденко Александр , Евдокимова Алла Николаевна, Дюрдеев Владимир Николаевич, Штатнова Татьяна Владимировна, Наталья Викторовна, Вайсберг Давид Михайлович, Солодкова Елена Анатольевна, Миронова Ирина Ивановна, Кашафутдинова Лейсана Нурулловна, Солодкова Ольга Михайловна, Казанова Наталья Сергеевна, Алимова Ляля Гариповна, Котова Арина Дмитриевна, Шерман Александр , Голубева Ольга Алексеевна, Каримов Ильяс Валеевич, Солодков Антон , Филиппова Юлия Олеговна, Крымская Анна Михайловна, Галимзянова Алина , Касатиков Артем , Рыжикова Екатерина Дмитриевна, Матросова Вера , Мысина Галина Анатольевна, Захаров Дмитрий , Хуснутдинова Ольга Николаевна, Качайкина Ольга Николаевна, Хуснутдинов Фарит Хамитович, Кукар Татьяна , Цветкова Ольга , Леонидов Максим , Мельник Лев , Маслова Юлия Владимировна, Азин Иван , Соловьева Юлия , Зарипов Айдар Харисович, Харламов Евгений , Шилов Александр , Володарский Александр , Морозова Лейсан Рамилевна, Розенкеевич Максим , Моторина Александра Владимировна, --- --- ---, Андреева Алена Александровна, Виноградова Аида , Ситдикова Лейсан Талгатовна, Капралова Екатерина Сергеевна, Семенова Виталия Владимировна, Лосина Элина , Корнилов Антон , Калимуллина Гульназ Саетзяновна, Касимова Гульфия Рифкатовна, Зиятдинова Гульшат Зайнутдиновна, Низамова Миляуша Касимовна, Матвеева Алла Владимировна, Боровская Лилия Ефимовна, Дунаева Светлана Евгеньевна, Широкова Татьяна Анатольевна, Хайруллина Гузеля Шаукатовна, Володина Антонина Григорьевна, Маслов Денис Владимирович, Маслов Данил Владимирович, Комиссарова Екатерина Викторовна, Головина Юлия Павловна, Халикова Чулпан Тагировна, Хайруллина Гульнара Арвелодиевна, Азина Наталья , Страдаева Марина Владимировна, Иванчук Евгения Анатольевна, Дворский Лев Срульевич, Гришагина Алёна Александровна, Заббарова Лилия Вадутовна, Харченко Андрей Михайлович, Злотников Александр Игоревич, Ахметзянова Динара Раисовна, Хафизова Лилия Мунировна, Максимов Илья Владимирович, Симаков Евгений Павлович, Иванов Никита Михайлович, Колесников Илья Юрьевич, Олейник Юрий Михайлович, Волостнв Максим Михайлович, Тренина Елена Николаевна, Потапова Ирина Павловна, Алкин Самир Ильдарович, Кижменева Екатерина Владимировна, Алкин Самат Ильдарович, Петренко Игорь , Нурулина Муслима Равилевна, Шабанова Марина Александровна, Николаева Екатерина Юрьевна, Антонова Ольга Юрьевна, Антонов Кирилл Артурович, Коледа Дмитрий Вячеславович, Кравцова Наталия Андреевна, Ахметгалиева Альбина Фоатовна, Старыгин Андрей , Ангелина Маркина , Сафронова Ксения Олеговна, Латыпов Рустем Ильдарович, Чирканов Алексей Владимирович, Серков Адель Юрьевич, Варданян Роман , Варданян Грайр , Харин Михаил Георгиевич, Харина Мария Владимировна, Антонова Анастасия Артуровна, Казаков Иван Петрович, Янотова Лола Сергеевна, Белова Елена Михайловна, Нестеров Иван Иванович, Богданова Нина Николевна, Саченков Ося А, Бурловкина Елена Леонидовна, Моисеева Нина Ивановна, Халиуллин (Хусаметдинов) Салават Р., Халиуллин Тимур , Сидорова (Овчинникова) Екатерина , Маликов Илья , Шивцов Константин , Смирнова Юлия , Массина Зоя Борисовна, Гончарук Марина Владимировна, Толстоброва Дарья , Минхаерова Гульнара Альфредовна, Воробьева Светлана , Королева Светлана Михайловна, Минвалеева Лилия Мансуровна, Миронова Юлия , Шальнова Оксана , Рожкова Алла , Смирнова Ольга , Максимов Даниил , Сабитова Адель , Сабиров Нуршат , Саттарова Ильсеяр , Билалова Ильсия , Ахметзянова Алина , Семенова Наталья Юрьевна, Никитина Светлана , Орлова Катарина Энгельсовна, Лебединская Алта , Хусаинов Радик Анасович, Лейбниц Людвиг , Бабылыч Маруся Николаевна, Малыгин Артем Николаевич, Шпагонов Денис , Агафонова Наталья Борисовна, Абрамов Димитрий , Кормишина Гузела Мэльсовна, Ибатуллина Алиса Ринатовна, Докучаева Елизавета , Фофанова Валентина , P0Lar@inbox.ru P0Lar@inbox.ru , Касумова Дина Эльман, Аскарова Лилия Рузаловна, Авилова Светлана Леонидовна, Даниелова Камила , Чесноков Денис Борисович, Еремин Роман Витальевич, Меклер Галина , Челнов Олег Сергеевич, Разносолов Николай Степанович, Егорова Елизавета Максимовна, Cтаростина Вероника Андреевна, Григорьева Надежда Михайловна, Орлова Наталья Владимировна, Елизаров Алексей Николаевич, Рязанов Владимир Александрович, Соловьев Руслан Игоревич, Яковлева Светлана Николаевна, Бриман Сергей Яковлевич, Козловская Рамина Борисовна, Гарданова Лилия Яватовна, Подольцева Екатерина Николаевна, Максимов Константин Викторович, Боброва Елена Семеновна, Вихрева Аделина Альбертовна, Семерикин Григорий Павлович, Прыткова Марина Юрьевна, Щемелев Михаил Владимирович, Красильникова Татьяна Михайловна, Щемелева Анна Борисовна, Мустафина Гульнара Ахметовна, Чиркова Светлана Ивановна, Рябова Галина Владимировна, Быстрицкий Даниил Леонидович, Алексеев Станислав Алексеевич, Карпатова Элеонора Михайловна, Володарский Абрам Семенович, Еремин Илья Витальевич, Еремин Владислав Витальевич, Галагуз Александр Борисович, Cеменов Илья , Чиркова Дарья , Мужиковская Анна Владимировна, Карганова Александра , Александров Александр Николаевич, Львова Анна Ильинична, Севастьянова Инна , Ковалева Алла , Черепанова Татьяна Владимировна, Джанбекова Анна , Свердлов Михаил , Усятинский Леонид Маркович, Селехова Анастасия Алексеевна, Смоляр Инесса Марковна, Леванков Дмитрий Игоревич, Соловьева Светлана , Misha Sharf , Ходор Мария Владимировна, Тверсков Владимир Сергеевич, Батталова Алина Ильсуровна, Динерштейн Полина Владимировна, G L E, Чумакова Ольга Андреевна, Лукашенко Валерия Арслановна, Мерзлякова Ольга Олеговна, Жарков Алексей Витальевич, Гараев Руслан , Баринов Игорь , Ибрагимов Марсель Салихович, Дудко Ирина , Ахметова Гульнара , Смирнов Илья Владимирович, Продуман Артур Андреевич, Крылова Валерия , Антонова Оксана Михайловна, Волошин Александр Робертович, Харазова Глория Борисовна, Симакова Елена Александровна, Штабская Полина , Галицкая Любовь Дмитриевна, Саможенова Евита Ивановна, Андреева Екатерина , Маргулис Дина Яковлевна, Сорокин Петр , Максимов Дмитрий Александрович, Кукушкина Екатерина Алексеевна, Якубов Денис , Курко Оксана Олеговна, Ойсбойт Юлия В., Горшунова Мария Александровна, Садыкова Альбина Масхудовна, Лось Алена , Благовещенская Юлиана Григорьевна, Коган Георгий , Назарова Мадина , Найшуль Мария , Сасина Анастасия , Василюк Сергей , Нуриева Лилия , Зайцева Тамара Николаевна, Барашова Светлана Витальевна, Анарокина Любовь , Глухов Дмитрий , Степанова Раиса Михайловна, Покровская Ирина Сергеевна, Лазарев Роман , Заляева Альбина Мунавировна, Сухова Алена Валентиновна, Горячева Ирина Станиславовна, Григорян Амалия , Динерштейн Леонид Григорьевич, Лис Татьяна , Сергеева Алена Александровна, Фролова Анна Павловна, Круть Алексей Владимирович, Волков Алексей , Кемпель Дарья Викторовна, Афифон Казань , Красносельцева Надежда Владиславовна, Фролова Анна , Кемпель Марина Викторовна, Давлетьярова Лилия Заитовна, Истратова Галина Ивановна, Островская Юлия Иосифовна, Мутонян Анна , Мороз Александр Павлович, Коволенко Мария Владимировна, Шаргородский Бен Михайлович, Морозов Владислав Владимирович, Кашапов Кирилл , Тлегенова Карина Адаевна, Шамсутдинова Регина , Железных Наталья Георгиевна, Федосеенко Артем Олегович, Железных Татьяна Исааковна, Губанов Александр , Скриганова Евгения Александровна, Терновых Максим Леонидович, Свирина Наталия Владимировна, Сурикова Надежда Степановна, Евдокимов Алексей Олегович, Кулясов Иван Дмитриевич, Сахапова Альбина Ильдаровна, Лопатникова Екатерина Денисовна, Даутова Земфира Маратовна, Афанасьева Елена Борисовна, Бурмистрова Наталья , Козловский Эмиль Михайлович, Белкин Дмитрий Германович, Галл Неля , Гашигуллина Алина , Елизарова Валерия Вадимовна, Ефремова Наталья Николаевна, Столярова Людмила Юрьевна, Юраш Голда , Королева Елена Владимировна, Фролов Артем , Береза Игорь Михайлович, Татарова Лиза , Prof Prof , Матвеева Елена Викторовна, Логинова Камилла Владимировна, Вайнер Елена , Абашин Денис Игоревич, Шеина Ирина Евгеньевна, Володарская Кира Нисоновна, Коршунова Анна , Коган Татьяна , Боровлёва Дарья , Иванов Иван Иванович, Гиршик Екатерина Витальевна, Солдатова Елена , Дмитриева Инна Александровна, Донская Юлия Михайловна, Piyanzin Sheina Alekseevna, Никифорова Ирина , Дадашев Роман Григорьевич


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.