«Не было бы счастья, да несчастье помогло»
До сих пор путаюсь, пословица это или поговорка – «Не было бы счастья, да несчастье помогло», поэтому обозначу эти слова как народную мудрость. А с народной мудростью не поспоришь. Я – прекрасный пример верности этих слов, но обо всем по порядку.
В моей жизни все было прекрасно и размеренно: школа, педагогический университет, опять школа. По первому высшему образованию я – учитель истории. Мне нравилось учить, и не очень нравилось учиться самой. И если бы все продолжалось так, как планировалось, психологом я бы ни стала никогда. Но тут как раз вмешалось несчастье. Оно пришло в образе болезни моей дочери и поставило перед проблемой – никто не мог мне объяснить, как будет развиваться мой «особый» ребенок. Нет, конечно, все имеющиеся у дочери диагнозы по отдельности были прекрасно изучены, но, слившись воедино в одном ребенке, они представляли такой удивительный букет, что прогноза развития никто дать не мог. Собственных знаний о том, как воспитывать детей-инвалидов у меня не было. Вот и пришлось снова идти учиться. Так я стала психологом и начала работать с такими же «особыми» детьми, как и моя дочь.
Работать с детьми – трудно и интересно. Каждый день преподносит сюрпризы, которые не всегда бывают приятными. Приятно, когда дети ждут твоих занятий, когда они радуются тебе. Приятно, когда после долгой подготовки они участвуют в конкурсах по психологии наравне с другими детьми, и никто не замечает их «особенности». Радостно, когда в этих конкурсах дети занимают призовые места. Да просто приятно, когда ребенок осознанно учится, и ты понимаешь, что в этом есть и твоя заслуга. К неприятным сюрпризам относятся не только проблемы, связанные с детьми и их родителями, но и с профессиональной аттестацией. Доказывать каждые пять лет, что ты не стал глупее, не превратился в маразматика, что ты помнишь то, чему тебя учили, на мой взгляд, достаточно унизительно. Ведь зачастую это приходится делать перед людьми, которые уже давно не работают в школе, и плохо представляют себе, как выглядит современный ребенок. Но в каждой работе есть свои минусы, и их приходиться терпеть. Терпеть я не умела никогда. Пришлось учиться и этому. И я терпела, когда передо мной поставили задачу участвовать в областном конкурсе профессионального мастерства, а потом и во всероссийском. Не просто было, и бороться за грант российско-американской программы «Открытый мир», но победила.
Теперь новая задача – конкурс эссе. Коллеги! Честно говоря, наш профессиональный успех – это наши дети, которые окончили школу, поступили и закончили профессиональные учебные заведения. Если каждый из них стал востребованным специалистом и хорошим семьянином - это успех. Он общий для всех: и для родителей, и для учителей, и для психологов. Но мой успех мог бы и не состояться, не пройди я через проблемы собственного ребенка, не будь у меня поддержки моей семьи. Поэтому большое спасибо им всем за то, что у меня есть диплом за 1 место на областном конкурсе профессионального мастерства, диплом III степени за участие во Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог», сертификат об участии в российско-американской программе «Открытый мир» и благодарности от детей и их родителей за каждодневный труд. Спасибо всем за то, что мой путь к успеху еще не окончен!
Гоголь Наталья Владимировна - психолог.