На главнуюОтправить письмоПоиск по сайту
Вход для членов клуба:

«Дети - это отражение нас в себе, как бы нам этого… не хотелось»

Вот и прошла моя кратковременная 2-х летняя «командировка» в руководящую стезю. Да, я допустила некоторую паузу в психологическом опыте работы, но это скорее спасение себя самой от раздражения (чего ни в коей мере нельзя допускать). Пролетели эти лета, и я поняла, что мне не хватает этой захватывающей энергетики, которую дают мне уроки общения с детьми. Именно, с ними!!! Ведь они, как никто другой, так остро и неподдельно указывают нам на наши ошибки, строго нас наказывают за невыполненную работу над ошибками…  И мы потом ищем ответ на извечный и набивший оскомину вопрос: кто виноват и что теперь делать…

Мы же знаем, ЧТО и КАК им надо!!! Мы же пожили, мы ведь повидали!!! Давай, делай как я сказала и беспрекословно! И почему это из кроткого и послушного ребенка получается ТАКОЙ!!! А КАКОЙ - ТАКОЙ? А не Вы ли взрастили и привили эту обученную беспомощность, когда бегали в школу к учителям, вымаливая оценки, узнавая у всех и вся домашние задания за своего первоклассника? Да что там первоклассника, раньше все гораздо начиналось то, раньше. Чтобы не было нам самим неудобно, мы достаточно много делаем за детей наших:

  • «Ну что ты там возишься, дай я, так быстрее будет…»
  • «Опять у тебя не получается, дай я уже, руки у тебя….»
  • «Ну и еще много всяких: снова, как всегда и т.п.»

Отдавая чадо любимое и обожаемое в садик – требуем все и от всех и указываем как надо «воспитывать ребенка». Такая же схема переходит и в школу - давайте, продолжайте воспитывать, старайтесь... Ну и чутка еще приходится претензий на следующую ступень образования, как правило, на ВУЗ.

А на себя, уважаемые, на себя не хотите посмотреть, не хотите ли поменяться ролями со своими чадами? И побыть в их бесправной шкуре? И послушать все те «ласковые» слова, которыми мы награждаем своих детей, вешая им гирлянду «наград» и нанизываем пирамиду «мнений о них», и формируем в них ту самую личность, которую через десяток лет видим-удивляемся - ОХ, это что же такое мне воспитали!!! Это что же мы такое получили-то????

Великим открытием для родителей становится то, что процесс воспитания -  это родительская ответственность, и предъявляя претензии к любому из социальных «институтов» вы, предки, подписываетесь в собственной несостоятельности и слабости!!! Да, вот так, именно так!!
Ну да ладно, хватит лозунгов и призывов, ведь кто хочет, тот услышит, а кто не способен, то ты хоть укричись - бесполезно.
Занятия с детьми для меня - это конечно, как правило, позитивный, открытый и бесконечно благодарный процесс. Ни фальши, ни лжи, ни жеманности! И я у них этому учусь, зная, что жизненный опыт дает нам, взрослым, то, что дети считывают лучше всякого психолога - НЕ состыковки с тем, что мы говорим, что делаем и т.п.

А потом неизбежно и консультирование. У каждого замечательного ребенка есть РОДИТЕЛЬ, и какой он, этот родитель, готов ли услышать о том, что далеко не все гладко в детско-родительских отношениях, внутрисемейных расстановках, готов ли изменить себя и свое, именно свое ЭГО. Вот где наступает настоящая «битва». Порой «кровопролитная». Очень хотелось бы, чтобы мои слова прочитали не только коллеги, но и просто РОДИТЕЛИ, которые хотят, чтобы «ребенок стал хорошим, ответственным, послушным»… Цитирую просьбы взрослых и опытных.

Очень больно мне вспоминать свой негативный опыт воспитания, но куда же деваться… Хочу поделиться своими ошибками, которые мне очень дорого стоили, ах как дорого… И исправляла я их ох как долго, и с какими переживаниями и ударами, крайне не приятными для себя.
Есть у меня сын, уже теперь достаточно взрослый 30-летний мальчик. И выплывают в моей памяти прошлые мои действия, требования, наказания, указания и т.п., на что только способен родитель, имея безграничную власть над безответным малым моим (до поры, до времени). Мне казалось тогда, 17 лет назад, что иду в правильном направлении, хожу в школу, посещаю собрания, потом, после собраний, как водится, начинаю с усердием воспитательный процесс. Волновалась отсутствию записей домашнего задания в дневнике, двойкам по предметам. Весь процесс волновал, что, как и почему. Ребенок рос в благополучной, полной семье. Покупались  игрушки, и накормлен и напоен. И в кружки вожен. Ну чем не процесс воспитания, заслуживающий похвал!!!  Ну, правда, же, ну всем на зависть!

Некоторые неурядицы в семье в самый сложный период взросления открыли тот ящик, в который у меня ни ума, ни мудрости, ни желания заглядывать не было. Нравоучений растущему ребенку хватало. И казалось, чем их больше, тем скорее схватиться сынок за ум и как начнет меняться, как по щучьему велению и моему хотению изменится, начнет стараться хорошо учиться, слушаться и т.д. О, ужас, пишу эти слова, а у самой к себе не передаваемые ощущения возникают. Нет, передать то их можно, но я лучше промолчу корректно.

Ну, вот так рос мой мальчик с моей родительской заботой и дошел до 10 класса. После очередного педагогического совета, на который меня с отцом позвали, и на котором мы услышали и узнали, как наш сын сможет, или не сможет сдать ЕГЭ, каково его будущее, настиг-таки меня апофеоз моего воспитания!!!! Слова подбирала, подходя к дому, составила целый план «выступления», вошла на порог, собрала всю волю в кулак и….

Никогда я не забуду тот день и тот момент. Дальше можно понять, почему…

Появляюсь я в дверном проеме комнаты моего ребенка и ПОНЕСЛОСЬ и ЗАВЕЛАСЬ!!! Сколько же я всего наговорила (тон был намного выше диалога), сколько аргументов в пользу учения и послушания привела, какие указала примеры профессий в случае провала ЕГЭ, припомнила и армию в качестве «кары небесной». И вся так раскраснелась, так раззадорилась. Сын мой молча сидел на кровати, повесив голову.  И чувствовала я свою победу, и наслаждалась и упивалась я своей тирадой, длившейся минут уже 15 не меньше, и думала - проняло чадо то моего, ВОТ ОНО…. И тут вдруг произошло НЕЧТО!!! Мне пришлось взять паузу, поскольку силы меня покидали, да и слова и весомые аргументы тоже кончались, и в момент моего замешательства мой ребенок поднимает голову, смотрит на меня так спокойно, и нежно мне говорит убаюкивающим голосом: «Мама, ты тут кричишь, а я-то тебя уже давно и не слушаю вовсе».

Почему я так подробно все пишу, да потому что меня в тот момент просто молнией ударило, ушат холодной отрезвляющей воды на меня вылилось со словами моего умного и мудрого ребенка.  И поняла вдруг, как же я нелепо в глазах своего сына выгляжу, что же я творю, какое же я имею право на все то, что позволяю себе!!!

А позже, когда мой сын из подростка стал юношей, я услышала еще то, что для меня было, невыносимо больно, то, к чему я была не готова. Совсем не готова. У нас же примерная семья, как мне казалось, а вот ребенок испытывал совсем все другое, не такое у него мнение о семье. И он такой, каким его сделали мы, родители. Я испытала леденящий ужас, мне стало невероятно стыдно за себя и свои ошибки. И больно за ребенка, который не имел шанса мне сказать, потому, что я ЗНАЮ как надо!! Который молчал тактично, ведь ни когда мне даже в голову не приходило, что сыну в чем-то некомфортно. Да и с чего… все же ОК!!!  

Это если кратко, но за всем этим часть жизни, часть отношений и часть любви.

Спасибо тебе, мой мальчик, замечательный мой СЫН, за правду, за силу, за волю, за мудрость. Ты научил (а что оставалось тебе) меня осмыслению себя, ты показал мне, что все можно изменить, если захотеть. А я ведь захотела изменить все, лишь бы не потерять своего ребенка, как это было трудно. Нет, не трудно изменить, трудно восстановить все то, что когда то утрачено. Ведь на много легче беречь, чем потом искать и восстанавливать. Если будет что….

Я благодарна своей любимой науке, которая тоже меня научила, как надо и зачем. И это, безусловно, успех. Да, для меня это успешное преодоление кризисных отношений с взрослеющим сыном. Это и успешное превращение себя - РОДИТЕЛЯ в НАС - партнеров. Теперь мы понимаем друг друга, слушаем, советуемся. Я стараюсь сыну быть другом, отключаю «родителя», хотя это не просто, и он это видит, и теперь я слышу от него слова благодарности, слова участия, он советуется со мной, доверяет мне. И это дорогого стоит, это стоит всех тех лет «указов». Хотя далеко не все в его Эго исправимо, что сделано, то сделано… Но большая часть непростых отношений преодолена!  Все равно, я как мама, за него волнуюсь, как он там, далеко от меня, здоров ли, сыт ли… Но он со всем справится, все сможет, ведь это мы с ним так решили. Сколько раз я просила у него прощения, и мысленно и вслух, и перед ним и перед самой собой… И я, думаю, этого все еще мало.

И сейчас, когда я все это прошла собственными шагами, хочется кричать и стучать: постойте, что же вы делаете, оглянитесь, остановитесь, задумайтесь!!! Вам стареть с этим пока еще маленьким человечком. Ведь когда-то он вырастет, и будет делать ровно так, как было, как помнит. Он отразит ровно то, что видел и ощущал, и никакие слова, о том, что ты теперь должен, не заставят его Вас любить, Вам помогать, за Вами ухаживать…

Педагог-психолог Соболева Татьяна Николаевна. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной  помощи Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Комментарии участников клуба

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо войти в Клуб под своим именем. Если у Вас ещё нет учётной записи в Клубе, Вы можете зарегистрироваться.