«Быть нужным – история успеха»
Одних людей трудности надламывают – других закаляют. Опыт преодоления, поиска сознательного ответа окружающей реальности к внутреннему разладу любого человека – это эмоциональный, нравственный, культурологический, философский и даже историко-социальный капитал общества.
Болью моего детства было то, что я росла в неполной семье (у меня с рождения не было отца). Мы часто ссорились с двоюродной сестрой за право посидеть на коленях у ее отца. В детстве было всего две куклы, я любила играть с ними. Больше игрушек стало, когда я, казалась бы, вышла из возраста девочки. Играла на чердаке, чтобы ощутить полноту семейности, тайком.
Ныне, имея общее специальное педагогическое, психологическое образование, я понимаю, что наши игрушки, образы, маски, семейные праздники и традиции растут вместе с нами, и воспоминания из детства помогают выжить в экстремальных условиях и трудных жизненных ситуациях. Детсадовцы и школьники, свои собственные дети, коллеги, друзья откликаются на этот опыт «игрушечного» постижения жизни, опыт создания волшебства и праздника.
Традицией в нашей семье было проведение дней рождения сына. Накануне мы с сыном пекли пирожные, их мы украшали вместе, проводили конкурсы, игры, развлечения для гостей. По словам одного уже повзрослевшего друга моего сына, воспоминания о таких праздниках помогли ему выжить в «горячей» точке, грели его душу и позволили не забыть о том, что он человек.
Дома, в моем «салоне», как называют его коллеги, обмениваются опытом представители образования, научной, производственной сферы, политики и чиновники, сформировались многие благотворительные и иные социальные проекты. Так мы общими усилиями помогли сохранить памятник истории нашего города, организовывали и проводили исторические реконструкции.
В атмосфере поиска нового языка общения и нового контекста сотрудничества родилась и наша Белорецкая педагогическая гостиная, которая ныне переросла в Межведомственную Межрегиональную интернет-гостиную «Белая речь». Сейчас эта общественная инициатива привлекла широкий круг участников, оказалась востребована в масштабе страны, получила и международный резонанс. Наши участники признательны конкурсу «Золотая Психея» за поддержку нашего проекта, опыт общения на вашем форуме задал нашим мероприятиям межведомственный формат. Опыт лишений, подвигнувший нас на свершения, может и должен стать опытом преодоления и, более того, и опытом новообразования.
Закономерным в моем профессиональном пути было обращение к специальной образовательной сфере. В 1982 году я окончила Магнитогорский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)». Мне была присвоена квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию». В 1995 году окончила БИПКРО, получила диплом о переподготовке по специальности практическая психология, присвоена квалификация «Психолог-консультант». В 2003 году окончила Уральский государственный педагогический университет по специальности «Тифлопедагогика», получила право на ведение профессиональной деятельности в сфере специального образования (тифлопедагогика).
Личный подвиг каждого ребенка, преодолевающего все грани своего особенного положения, связанного с нарушением зрения: непонимание и даже неприятие взрослых, постижение собственных проблем и поиск актуальных рецептов контакта с окружающим миром, депривация, фрустрация, компенсация, псевдокомпенсация, рефлексия, сверхкомпенсация – требуют сопровождения специалистами с большим личным опытом и высоким профессионализмом.
Сейчас много говорят о профессиональным выгорании. Проблема серьезная, но у нее есть и другая сторона – в систему жизненных и профессиональных ценностей должен быть заложен постоянный рост культуры специальных знаний, нравственной состоятельности, карьерного поиска. Органичный структурирующий режим задают и наши воспитанники, если сотрудничать с ними на равных, не демонстрируя статус сведущего и главного, не опережая вопрос ответом, экстериоризируя даже те запросы, потребности, приоритеты и душевные движения, которых ребенок сам в себе не осознал. Нужно помогать ребенку открывать себя, стремиться, как писал Л.С. Выготский, к формированию новообразований личности. Это социальный капитал ребёнка.
Представителен и интересен в этом плане опыт приобщения родителей к проблемам их детей – трнинги «Ощути дефект», получивший резонанс в стране после публикации в журнале «Обруч» № 3 2004 г. Казалось бы, родители имеют врачебную и педагогическую информацию, личный опыт общения с ребенком в быту – но, когда непосредственно ощутят депривирующее воздействие простого устройства, моделирующего дефект зрения их ребёнка – испытывают катарсис, даже потерю слуха!
Наша «Детская инспекция» получила широкое применение не только в Белоречье. Дети изучали санитарную пригодность учебных помещений и офисов с точки зрения своего непростого опыта оздоровления, писали письма руководителям, предъявляли фотообвинения с замечаниями, рекомендациями для приведения помещений и оборудования в соответствие с требованиями охраны зрения и других валеологических моментов.
Хорошим тоном стало общение детей с чиновниками, директорами школ и руководителями предприятий: непосредственное выражение мнения детей о благополучии города, да и всего человечества в целом, становился неожиданным и глубоко трогающим, а потому важным вкладом в мировоззрение их высокопоставленных собеседников.
Вызывали интерес коллег и общественности наши издательские проекты, как методического и просветительского плана, так и прикладные, адресованные ребенку и его семье: «Сенсорное счастье» - книга для читателей и писателей, открывающих свой мир, «Мое время» - опыт личной темпометрии, в котором образы и свойства времени в жизни ребенка так же получают предметное и деятельное освещение. Дети изучают себя, свое тело и его возможности в ходе проекта «Подиум-хороводиум», создавая арт-образы с обычными и необычными материалами, аксессуарами, историческими предметами и информационным сопровождением. Внутриличностный контекст «Я – концепции» формируют дети в ходе проекта «Мой исторический сундук», в котором вещи семейной истории передают детям опыт восприятия их семейных запахов, образов, традиций.
Сами дети задают запрос на новые игры и встречи, обозначают события. А их успехи в общественной жизни, в спорте, в преодолении недуга удивляют и радуют. Кризис тоже подлежит образному восприятию, переосмыслению и оценке. Полиэтнической и культурологической традиции обязаны наши «Праздники-безобразники». Более индивидуализирован драматический практикум «Война и мир в душе моей», где дети изучают варианты социального поведения применительно к себе.
Применение технологий «Я – звезда» позволила детям освоить новые роли. Даша хотела попробовать в роли ведьмы – а результат ей не очень понравился. Доброй, отзывчивой девочке, ей не захотелось делать зло, а грим быстро наскучил.
Но самые пронзительные моменты в моей работе – когда ребенок с атрофией зрительного нерва получает доступ в живой мир из темницы, созданный невниманием или непониманием окружения. Девочка впервые встала на снег в три года и, сделав один шаг, закричала. Ее родители приносили в детский сад на руках и в три года она впервые потрогала снег. Она побеждала на городских, республиканских и всероссийских соревнованиях, самостоятельно вела праздники и собрания, активно участвовала в жизни школы-интерната, успешно (с одной четверкой по башкирскому языку) окончила школу-интернат для слепых и слабовидящих в Уфе и поступила в БГУ на юридический факультет. Своих воспитанников я называю детьми с неограниченными возможностями здоровья. Своим примером они показывают всем нам, что границы нашего развития – в нас самих, и часто опережают своих более везучих по состоянию здоровья сверстников.
Получается, что быть необходимой – это есть успешность, а становление востребованности – история успеха.
Человеку свойственно желание… быть нужным. Совсем недавно, каких-то 200 тысяч лет назад, это было равносильно просто «быть». Просто жить, выживать и завоёвывать своё «место под Солнцем». Жизнь неандертальца была в этом смысле примитивна, как сегодняшние компьютерные игры. Если после вчерашней охоты ты вернулся к очагу физически ущербным – ты потерял одну, две или три «жизни». И завтра ты, скорее всего, проиграешь – ведь вокруг десятки и сотни здоровых и сильных. И все они жаждут встать на твоё место… Все они завтра будут больше нужны племени, чем ты.
Быть нужным… Я часто думаю об этом. На многочисленных перекрёстках и поворотах моей профессиональной судьбы эти два волшебных слова как краеугольный камень, связующий меня и моих маленьких питомцев воедино. Это как путеводная звезда. Она, то сияет так близко, что, кажется, я чувствую, закрывая глаза, её тепло… но иногда она исчезает за тучами. И тогда я смотрю на ма¬леньких людей, которые вместе со мной разделяют мой путь. И, представьте себе, - там внизу, где-то на уровне «метр двадцать», в их глазах, я вижу знакомый блеск – они её видят! С «нижины» своего роста, с диагнозом, который звучит как приговор – но видят. А вместе с ними - вижу я...
Но чаще бывает иначе… Да, это я – сильная и умная. Я, а не они – умудрённая житейским опытом и профессиональными терниями, это я - взвалившая на свои плечи весь ИХ мир, все ИХ четыре стороны света, которые кто-то почему-то называет своим «крестом»… А я - просто человек, согласившийся на непонимание большинства и «неблагодарную работу» быть нужным им…
19 лет я работала в детском саду № 44 с детьми с нарушениями зрения. В 2003 году мне была присвоена высшая квалификационная категория по должности учитель-дефектолог. Программы «Я – ученик БКШ», «Детская инспекция», тренинги «Ощути дефект», «Сенсорное счастье», а также образовательный проект «Социально-активная среда как основа системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения» признаны российскими и зарубежными коллегами. Мои выпускники успешно обучаются. В декабре 2010 года в детском саду сменилась заведующая. С приходом нового руководителя в детский сад начались преобразования, учреждение получило статус автономного. Вместо ставок тифлопедагогов была введена ставка бухгалтера. Детский сад посещал 71 ребёнок с патологией зрения, для психолого-педагогической коррекции и лечебной работы детей с нарушениями зрения оставили лишь одного внештатного офтальмолога. Свои решения заведующая назвала оптимизацией штата. Начались судебные тяжбы: за полгода три раза меня восстанавливали четыре раза увольняли. В марте 2010 года мне пришлось оформить ещё один кабинет, так как мой заняла бухгалтер. За это время выбросила и уничтожила все пособия, по словам заведующей, пособия были «утилизированы, так как не имели практической ценности».
Древнегреческий философ Сократ сказал: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». В настоящее время некому зажечь Белорецких «солнышек».
А они… Кто они? Для меня? Для меня они – люди будущего. Они, а не новомодные фантики с надписью «индиго», не призраки средневековья с клеймом «готов» или «эмо», и уж тем более – не «золотой генофонд» молодёжи, утонувшей в пивном без¬делье и тумане наркотиков.
Да, это мои «особенные дети», которых физически не могло быть ни пять, ни десять, ни сто тысяч лет назад. Они появились, как появляется шанс у цивилизации, которая после десятилетий непрерывных усилий по истреблению себе подобных, вдруг вспоминает про идеалы гуманизма.
Они появились одновременно, как расплата и награда за «прелести» техногенного мира, они появились как лакмусовая бумажка, призванная оценить уровень терпимости и милосердия на¬шего общества.
И, наконец, – самое главное для НИХ - они появились и намерены остаться, потому что само понятие «БЫТЬ НУЖНЫМ» для общества расширилось - и от этого никуда ни деться… Оказалось, что чувство НУЖНОСТИ тоже способно к эволюции…
Хилые мальчики не нужны были Спарте, и родись великий полководец Суворов в Греции на 24 века раньше, он не только не стал бы тем, кем мы его знаем, его просто бы, не было физически.
Но вот уже не первый век история тычет и тычет нас носом в примеры, когда сила духа оказывалась выше силы плоти, когда субъективная мотивация значит больше объективных трудностей, когда проявляется пресловутый «человеческий фактор»… Господи, а каким он ещё может быть? Как будто речь идёт не о людях!..
И вот появляются примеры, на которые уже никак нельзя «закрыть глаза». Вдруг оказывается, что один параолимпиец может принести больше «золота» стране, чем вся «здоровая» олимпийская сборная … Вдруг оказывается, что на республиканском фестивале «особенных детей» можно спеть песню без единого звука и стать лауреатом при полной глухоте. А если вы вдруг услышите где-то про фантастический успех международной фотовыставки – будьте готовы, что её участники – это тоже «особенные люди»: слепые тоже фотографируют….
Мустай Карим, с присущей ему краткостью мудреца, как-то выразил своё равнодушие к нелицеприятным сторонам светской, политической, общественной жизни нашей страны – он сказал: «Я живу на светлой стороне улицы…»
Увы, мои детки не вправе сами выбирать «сторону улицы» - исторически сложившаяся традиция отняла у них это право по рождению. Но любой «ИНВАЛИД», сперва «переименованный» в «ребёнка с ограниченными возможностями», а теперь в «особенного человека», никогда не потеряет права стремиться к БОЛЬШЕМУ. Он прекрасно знает, на какой стороне его место.
Сквозь лёд вселенского цинизма и равнодушия, под гнётом мертворождённых реформ и бесконечных оптимизаций их компас никогда не сбивается. Он всегда с ними, его не отнять - и имя ему – Душа…
Как жаль, что «неограниченные» возможности Остального Мира встают пеленой перед мировоззрением большинства людей, не знающих цены своему здоровью.
«... Вот так слепой на ощупь изучает алмаз. И узнаёт, что он холоден, твёрд, число его сторон. И, о его прозрачности не знает…».
Тифлопсихолог Ведерникова Наталья Степановна
Республика Башкортостан, г. Белорецк