«Успех цвета индиго, или Моя работа с «особенными» детьми»
Когда мы представляем себе свой успех, мы мечтаем, скорее всего, о чем-то неожиданно на нас свалившемся, восхитительном и дарующем нам вечную жизнь в умах благодарных потомков. Мы представляем себе, как просыпаемся ранним солнечным утром, завариваем себе чашечку кофе, подходим к окну, чтобы впустить в комнату теплый ветерок и вдруг видим на улице толпы поклонников, с цветами и радостными визгами приветствующих наше появление…
Наше имя тут же пестрит во всех научных журналах, нас приглашают на конференции во все уголки света и именитые профессора с почтением жмут нашу руку… И вот уже счета в швейцарских банках сладко греют наши души, и мы планируем беззаботную жизнь на каком-нибудь острове, о котором мы когда-то только читали в модных журналах, с услужливыми официантами, подносящими нам креветки с белым вином…
Вот он успех, думаем мы и… оказываемся неправы.
Нет, успех он не такой, успех это трудный, долгий, со своими взлетами и падениями, путь. И что самое интересное, этот путь может длиться вечно. Как борьба добра со злом. Сегодня может победить зло, а завтра добро и так до бесконечности… Мы все сражаемся со злом и нашей целью всегда будет творить добро и каждая наша победа, это и есть успех…
Когда я приступила к своей работе педагога-психолога, я и не думала, что будет настолько сложно. Через какое-то время я столкнулась с определенными трудностями, а именно с трудностями детей с отклонениями в развитии или, если сказать более мягко, с трудностями детей «с особыми нуждами».
В условиях общеобразовательного учреждения, это обычно дети с нарушениями интеллектуального развития, дети с девиантным поведением и, так называемая, «группа риска», дети со школьной дезадаптацией.
Что с ними делать? Как с ними работать? Эти вопросы я задавала себе каждый день. Ведь к таким детям нужен «особый подход». Но какой? Чем их заинтересовать? Как им помочь?
Я давно слышала о таком направлении в психологии как арт-терапия. Термин «арт-терапия» ввел в широкие массы художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными. Также этот метод был применен в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. И применен довольно успешно.
Это направление уже давно не ново и используется многими психологами в своей работе. Я, прочитав множество книг по этой теме и вдохновившись опытом коллег, решила объединить некоторые виды арт-терапии в одну программу для коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Цель моей программы: гармонизация эмоционально-волевой сферы детей с отклонениями в развитии и их родителей через развитие способности самовыражения и самопознания.
Я совместила активный и пассивный виды работ по арт-терапии. Активный вид, это когда ребенок сам создает продукт творчества, а пассивный, это когда ребенок использует художественные произведения, созданные другими людьми.
Я использую такие формы работы, как занятие-практикум, творческая мастерская, тренинг, ролевая игра и консультация. Предпочтение я отдаю фототерапии, сказкотерапии, цветотерапии, музыкотерапии, изотерапии и метафорическим ассоциативным картам.
Так появилась моя программа, которая называется «Арт синтез терапия в работе с «особенными» детьми». Программа успешно используется в работе уже второй год, как с младшими школьниками, так и с детьми постарше.
В зависимости от ситуации, я работаю либо индивидуально с ребенком, либо со всем классом, где обучается этот ребенок. Также у меня есть так называемая «группа риска», где дети распределены по категориям, например, «группа риска детей с дивиантным поведением» и т.д., а еще работает родительский клуб для родителей «особенных» детей.
Ну а сейчас немного подробнее расскажу о каждом виде арт-терапии, который есть в моей программе…
Фототерапия - один из моих самых любимых методов. Она может предполагать работу как с готовыми фотографиями, так и создание авторских снимков. С детьми, в основном, мы создаем свои фотографии, а вот в работе с родителями я предпочитаю использовать уже готовые снимки (здесь очень кстати подойдут метафорические ассоциативные карты, чуть позже расскажу о них). Сначала вместе с детьми выбираем тему нашей фотосессии, это должно быть что-то актуальное, например, тема дружбы. Потом создаем мини-сценарий, по которому дети будут создавать фотографический образ. В контексте дружбы, это могут быть такие сценки, как встреча друзей или помощь другу в учебе.
Когда предварительная работа окончена, дети начинают разыгрывать наш сценарий, а я фотографирую. Конечно, я как педагог, делаю акцент именно на «особенном» ребенке в классе, иногда именно для него, я и провожу такое занятие. Но делаю это так, чтобы другие дети этого не заметили и не чувствовали себя обделенными…
После того, как фотосессия сделана, я переношу фотографии в компьютер, где мы и смотрим их вместе с детьми, выбираем лучшие, обсуждаем нашу тему. А потом из выбранных фотографий я делаю веселые коллажи, которые можно распечатать и повесить в классе.
Еще один из самых замечательных и любимых мною методов, это сказкотерапия.
Сказки я пишу сама. Обычно я выбираю нужную мне тему и пишу на эту тему сказку. Иногда требуется сказка для конкретного ребенка и индивидуальной работы, а иногда и для группы детей. В любом случае, главное после сеанса сказкотерапии, это шеринг, т.е. последующее обсуждение, высказывание своих мыслей и чувств от услышанного. Иногда после шеринга, дети делают иллюстрации к сказке, выражая тем самым свое понимание и эмоции.
Следующий вид арт-терапии, который я использую, это цветотерапия.
Обычно, цветотерапию я использую вместе с музыкотерапией. В цветотерапии практически не используют белый и черный цвета, поскольку белый отражает все цветовые лучи, а черный их поглощает. Все остальные цвета разрешены и приветствуются. Для того, чтобы использовать цветотерапию, нужно обязательно знать значение и символику каждого цвета. Я обычно сама делаю цветовые видеоролики. Иногда мне необходим один цвет, и именно его я использую во всем видеоролике, совмещая со специально подобранной музыкой, иногда нужно несколько цветов. Все зависит от того, какого вы хотите добиться эффекта.
Еще один вид арт-терапии, это музыкотерапия. Как я писала выше, его можно и даже нужно использовать вместе с цветотерапией. Хотя очень часто я просто устраиваю сеанс музыкотерапии. У меня есть много папок на компьютере где подобрана музыка для каждого сеанса. Например, музыка для расслабления или, наоборот, для сосредоточения на занятии. В основном, я использую классическую музыку, но не ограничиваюсь ей. В моих подборках есть и джазовые композиции и нью-эйдж и фолк и многие другие направления в музыке.
Следующий вид арт-терапии, это изотерапия, терапия изобразительным творчеством. В основном, это рисование. Здесь также выбирается определенная тема и устраивается сеанс с обязательным шерингом в конце. Также можно использовать уже готовые шедевры живописи, заранее вами подобранные для сеанса.
Чем мне нравится арт-терапия, так это тем, что можно совмещать все ее виды в одном сеансе. Все зависит только от вашей цели. Например, вы можете совместить сказкотерапию и изотерапию. Изотерапию и музыкотерапию. Музыкотерапию и цветотерапию. Вы удивитесь, насколько это хорошо работает, главное, только правильно подобрать материал для каждого конкретного сеанса.
Ну а теперь немного расскажу о метафорических ассоциативных картах.
Метафорические ассоциативные карты – это «набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины». Это проективная методика. Можно купить уже готовую колоду или создать свою собственную из выбранных вами картинок. Мне удобнее создавать свои колоды.
Я выбираю тему, выбираю картинки, подходящие к этой теме, распечатываю их и объединяю в нужную мне колоду. Иногда, одни и те же картинки подходят к разным ситуациям и могут использоваться в разных колодах. Очень часто ребенок на первом сеансе очень скован и как раз такие карты помогают ему убрать внутренние барьеры и начать непринужденный разговор с психологом. Вот поэтому я рекомендую первую встречу начинать всегда с таких карт.
Как много можно всего рассказать о арт-терапии и об опыте в этом направлении… Но всего не уместить в одной статье. Подводя итог, хочется сказать, что арт-терапия – это прекрасный помощник психологу. Это настолько универсальный инструмент, что его хочется использовать снова и снова. Тем более, что он дает потрясающие результаты. Попробуйте и вы. И успеха вам в этом!
P.S. я рассказала детям, что буду писать эссе на конкурс для «Психологической газеты» о арт-терапии и насколько здорово у нас все получается. Дети очень захотели сфотографироваться для читателей. А я не стала им отказывать. Поэтому мы шлем вам, уважаемые читатели, наш фотографический привет!
Галаганова Наталия-нана Георгиевна - психолог.