«От качества воспитания к качеству жизни человека»
Каждый ребенок – это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей, забот.
Учить на успехе – моё педагогическое кредо. Успех в детстве определяет успех в жизни.
Мы живем в начале нового тысячелетия. Несмотря на современные технологии, на компьютеризацию, человек остается главным достижением современного мира: его дарования, научный и творческий потенциал, возможность совершать открытия.
Происходящие в обществе перемены вполне естественно затрагивают многие стороны нашей жизни. Сегодня широко обсуждается проблемы воспитания и образования подрастающего поколения, начиная с раннего детства. Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения и воспитания.
Самое действенное воспитание идёт через образование. Сегодня происходит переход к информационному обществу, изменяются цели образования и изучения учебных дисциплин в общеобразовательной школе. В условиях избытка информации значимым становится формирование у учащихся умений и способов действий, имеющих универсальный характер, а также познавательных приёмов, позволяющих быстрее обрабатывать информацию и, следовательно, стать более успешными
Я глубоко убеждена, что педагог не может топтаться на месте. Он должен постоянно находиться в творческом поступательном движении вперёд. Появляются новые технологии обучения, всё отчётливее проявляются новые направления развития системы образования, педагога уже не может удовлетворять то, что он делал вчера, он должен идти вперед.
Для чего мы приходим в этот мир? Этот вопрос, наверное, заставляет задуматься многих из нас… Как найти своё, то единственное место в жизни и понять, а правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос всегда остаётся загадкой. А может это судьба? У каждого из нас это происходит по-разному…
У каждого человека в жизни наступает момент, когда он задумывается, а своё ли место в жизни он занимает, то ли дело, те ли идеи претворяет в реальность. И пытается найти ответ. Сложно сказать, выбирает ли человек профессию, или же, наоборот, профессия определяет жизнь человека. У каждого свой путь. Мой путь привел меня в педагогику.
С детства меня привлекала и манила профессия педагога: учить видеть красоту природы, воспитывать доброе отношение к людям и аккуратность, трудолюбие, да и вообще просто постараться научить быть человеком малышей. Разве это не здорово? А как это приятно видеть улыбку на лицах детей, если у них все получается и спешить к ним на помощь в случае затруднения, играть, общаться.
В начале своей педагогической работы я столкнулась с таким количеством сложностей, что мне казалось, что я неправильно выбрала профессию для себя. Но со временем всё стало на свои места. И сейчас могу сказать, что, приобретая новый опыт, с каждым днем работать, становится только интереснее. Сейчас работаю в центре психолого медико социального сопровождения детей, где меня окружают творческие люди, что значительно расширило мои возможности и сферы интересов. Я думаю, что психолого педагогический подход в обучении детей будет актуален всегда, потому, что с изменением общества, изменяется и сам человек, это поможет людям расширить их жизненный опыт и улучшить качество жизни.
Вокруг меня – дети, каждый ребенок – это своеобразный мир мыслей, взглядов, чувств, переживаний, интересов, радостей, тревог, горестей, забот. Учить на успехе – моё педагогическое кредо. Успех в детстве определяет успех в жизни.
Еще Киплинг писал: «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Качество образования «задает» качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только качеством знаний, умений и навыков, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения и его эмоционально-ценностного ориентирования в окружающем мире. Отсюда проблема качества образования должна рассматриваться с позиции, прежде всего человеческой и социальной ценности образования, т.к. полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить впоследствии себя в качестве семьянина, гражданина и труженика.
Анна Александровна Васильева - педагог-психолог ЦПМСС г. Москва.