««Парковка» моей профессии»
Моя профессиональная история началась на одной из Мурманских парковок. Столкнувшись с мальчишкой-попрошайкой у гипермаркета, сердце сжалось от боли. Острая необходимость менять в корне ту систему взаимоотношений и образа жизни, в которой растут социально неблагополучные дети, привела меня вначале в детский дом, а после его реорганизации в мурманский центр социальной помощи семье и детям, в качестве психолога отделения социальной реабилитации несовершеннолетних.
В Центре живут детки от мала до велика. В разное время их было от 50 до ста человек. Совсем крошечные, но уже повидавшие много зла. В разлуке с мамой они растут, становятся очень разными, приобретая свой не простой жизненный опыт. От подростков и вовсе некоторые родители отказываются, потому что не справляются с воспитанием, или ребенок мешает устраивать взрослым свою новую личную жизнь. Кто-то, поступает в государственное учреждение, потому что жить в конфликтах с мамой или папой становится невозможно. Часто наши воспитанники видели агрессивный стиль взаимодействия между родителями, являясь свидетелями регулярных ссор, драк, грубостей; на себе испытывали агрессию, подвергались физическому или эмоциональному насилию.
Многие жители Центра до поступления к нам имели длительное затяжное негативное воздействие на психику. Переживаемая ими психологическая травма не всегда имеет выраженную форму, но может длиться годами, десятилетиями. Одной из самых часто встречаемых, у воспитанников выступает травма потери. Потери не от того, что их мама, или папа умерли, а от того, что на каком-то возрастном этапе эти дети оказались не нужны своим родителям. Причины могут быть разные: социальное неблагополучие, алкоголизм одного, или двух родителей, другие зависимости, или даже психотравма мамы, или папы. Помогая преодолеть семейный кризис, то самое неблагополучие, устойчивой установкой выступает: «Нельзя отделить ребенка от его семьи!».
Какой случай не возьми, за каждым своя история, своя трагедия. Работая в тандеме, создавая благоприятный климат в детской среде, постоянно находясь в поиске индивидуального подхода к каждой душе, помогая детям принимать себя, свою ситуацию, мы делаем их жизнь чуточку краше.
Я знаю наверняка! Не бывает «трудных» детей. Бывают трудные жизненные ситуации. Самым большим огорчением для меня становится передача ребенка на воспитание в детский дом зная, что у него есть мама и папа, бабушки, дедушки, другие родственники, а его дальнейший жизненный путь – государственное учреждение.
Самым большим успехом в работе считаю восстановление социального статуса семьи, образа жизни и внутрисемейных отношений, профилактику «невозвратов». Когда семья учится предотвращать, или решать возникающие сложности самостоятельно, обращаясь за помощью к психологу консультативно, без передачи ребенка в государственное учреждение.
«Парковка» моего успеха - это встречи выпускников детского дома, в ходе которых узнаешь об изменениях и успехах в их столь не простой судьбе. Случайные встречи с бывшими воспитанниками на улице, когда в суетливой толпе прохожих замечаешь того самого «мальчишку», который идет под руку с милой девушкой, и улыбается малышу, делающему первые шаги. Это общение с воспитанниками и их семьями, и понимание, что эти семьи строятся на конструктивных взаимоотношениях и любви.
Вашакидзе Екатерина Викторовна – психолог.