18 июля 2019 , четверг

Алексей Александрович Бодалёв

Бодалев Алексей АлександровичАлексей Александрович Бодалёв

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член Российской академии образования. Заслуженный деятель науки РФ .

Окончил отделение психологии философского факультета ЛГУ в 1950 году. В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам нравственного развития и самовоспитания школьников; в 1966 г. — докторскую диссертацию «Восприятие и понимание человека человеком».

Преподавал в ЛГУ, пройдя путь от ассистента до заведующего кафедрой общей психологии (с 1969 г.) и декана факультета психологии (1972–1976). В 1976 г. переехал в Москву, организовав лабораторию социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, при которой в 1979 г. был создан первый в стране консультационный центр помощи семьям С 1979 по 1986 г. — декан факультета психологии МГУ им. Ломоносова и заведующий кафедрой общей психологии. С 1989 по 1993 г. — заведующий лабораторией психологии общения Психологического института РАО. С 1993 по 2004 г. — профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ. С 2000 по 2006 профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. С 1993 г. — главный научный сотрудник, руководитель группы «Психология общения, развития и реабилитации личности» ПИ РАО.

Член-кореспондент АПН СССР (1971). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1976–1986). Действительный член АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР (1986–1989). В течение 2 сроков (1980–1988) представлял отечественную психологию в Ассамблее международной ассоциации научной психологии. Был  председателем экспертного совета ВАК по психологии и педагогике. В разное время — член редколлегии журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии». Ответственный редактор журнала «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» (1979–1986).

Победитель Национального психологического конкурса «Золотая Психея»

Участник ВОВ, награжден многими орденами и медалями.

Известнейший специалист в области психологии общения, восприятия человека человеком, акмеологии. Как ученый он продолжил дело Бориса Герасимовича Ананьева и Владимира Николаевича Мясищева: именно лекции Бориса Герасимовича Ананьева, которые он слушал в Центральном лектории, побудили в свое время Алексея Александровича Бодалёва, интересовавшегося внутренним миром человека, поступить на психологическое отделение философского факультета Ленинградского университета. Начиная с 1960-х гг. одним из первых в отечественной психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. В ходе этой работы были прослежены связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые выступают в качестве субъектов познания — с другой.

Рассматривал познавательный компонент общения и изменения, которые в нем происходят, в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального компонента общения. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими чертами личности общающихся. Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии. Специальное направление составили исследования психологических трудностей общения и поиск практических путей и способов их преодоления.

Следующий блок работ, выполненный Алексеем Александровичем. Бодалёвым, связан с дальнейшей реализацией концепции В.Н. Мясищева, согласно которой личность есть ансамбль отношений. В связи с этим осуществлялось многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогов по разработке и проверке программы «Школа как воспитательная система». Последующий цикл исследований связан с определением содержания и предмета акмеологии — нового, с его точки зрения, научного направления, возникающего на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, и направленного на исследование развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Бодалёв содействовал созданию и развитию центров исследования проблем психологии общения при университетах в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Москве, Ростове-на-Дону, Гродно, Краснодаре.

Основные труды:

  1. Восприятие человека человеком, 1965;
  2. Формирование понятия о другом человеке как личности, 1970;
  3. Личность и общение, 1983; Общение и развитие психики, 1988;
  4. Психология о личности, 1989; Акмеология как учебная и научная дисциплина, 1993;
  5. Психология межличностного общения, 1994;
  6. Вершина в развитии взрослого человека: основные характеристики и условия достижения, 1998;
  7. Как становятся великими или выдающимися? (в соавт.), 2002;
  8. Психология общения, 2002;
  9. Акмеология (учебник для вузов), 2002.
  10. Психология общения. Энциклопедический словарь (в соавт.), 2012.

Большое количество научных работ опубликовано за рубежом — в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии, Австралии и других странах.

16+
Мобильное приложение

Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2019 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение