Мастер-класс «СИНЕРГИЯ ФОЛЬКЛОРА КАК ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ»

Целью предлагаемой мастерской является показать возможности фольклоротерапии и поделиться опытом работы в этой области. Проводить мастер-класс я предполагаю с практикующим психологом Скоковой Татьяной Георгиевной, вместе с которой мы уже 27 лет занимаемся традиционным фольклором Оренбургской области (ансамбль «Забава») и поэтому можем говорить о данном феномене не только как об изучаемом, но и постоянно проживаемом.

Важной особенностью данного метода, с нашей точки зрения, является то, что при применении фольклора в качестве способа психолого-педагогической коррекции и психотерапии, могут быть минимизированы негативные последствия, которые способны возникнуть в ходе применения более частных методов воздействия средствами искусства.

Мы предлагаем участникам мастер-класса в рамках встречи окунуться в пространство русского фольклора (обрядовые песни, традиционные танцы, изготовление кукол и т.д.) и на себе почувствовать присущие русской ментальности характеристики: открытость, доверие, безудержность, задушевность и др.

Мы исходим из того, что фольклор может рассматриваться как важный источник социально-психологических знаний, необходимых для адекватного структурирования жизни, поэтому может найти широкое применение как в работе с детьми, так и в работе с юношеством и зрелыми людьми. Данные выводы были проверены в работе со студентами нашего факультета в рамках фольклоротерапевтической лаборатории.

Для работы в рамках мастерской не нужно большого материального обеспечения, т.к. русские песни исполняются в русском народе одиночно или хором, обыкновенно без сопровождения музыкальных инструментов. Даже пляшут русские под собственное пение песен. Психологическое влияние такой песни трудно переоценить, так как она позволяет человеку обрести чувство общности, причем без утраты своей индивидуальности, раскрыться через импровизирование творческому потенциалу человека, эмоционально «выплеснуть» в социально приемлемой форме весь спектр своих чувств и т.д.

Взаимная поддержка, приобретение уверенности в себе, самораскрытие и возрастающая адекватная самооценка – все психотерапевтические элементы органично вписываются в структуру фольклоротерапии.

Все эти и многие другие возможности фольклора (драмотерапия, цветотерапия, терапия костюмом и т.п.) делает этот метод одним из самых сильных, но маловостребованным. Это связано, с нашей точки зрения, как с общим отношением современного человека к фольклору, а также со сложностью для самого психолога, который просто обязан быть активным участником действа, иначе разрушается сама идея метода. К сожалению, в учебных планах вузов, готовящих практических психологов, этот вид подготовки недостаточно представлен, да и для дальнейшего дообучения нет достаточной базы. Поэтому мы считаем, что дальнейшее развитие этого метода лежит в плоскости сотрудничества практикующих психологов, исследователей фольклора и тех творческих коллективов, которые своим творчеством сохраняют и развивают традиционный фольклор.