Приложение I к проекту «Психологический портрет поколения». Рецензия на книгу «Цель. Дело. Мечта»:
Как часто вам, уважаемые читатели, доводилось читать увлекательный, живой, ценностно-окрашенный отчет по итогам многолетнего научного исследования? Рискну предположить, что крайне редко. Или вообще не приходилось. У вас появился шанс познакомиться с таким «дивом». Книга Елены Гобовой и Ольги Игнатовой сочетает в себе человечность и научность, ценностную направленность и объективность, мягкий юмор и статистику… Психологический портрет поколения написан живыми красками, мастерски и в то же время очень глубоко. Он содержит в себе все элементы научного исследования: понятен и четок предмет исследования, уважение вызывают размах и продуманность процедуры, получившаяся типология убедительна и позволяет выйти на серьезные педагогические и психологические умозаключения.
Книга написана по мотивам большого проекта: 10 лет авторы имели возможность изучать представления молодежи из 35 городов России о своем личном и профессиональном будущем. Основной результат — типология представлений молодых о себе и своем будущем, выстроенная на трех «китах» проектирования и осмысления человеком собственной жизни: цель, дело, мечта. Авторы выделили 12 типов, часть из них отнесли к категории «конструктивных», некоторые — к группе неконструктивных, негативных для развития человека. Каждый тип получил «человеческое» название: «цельные личности», «деловые люди», «потенциальные эмигранты», «закрытые», «негативщики»…
Книга по своей сути — портретная галерея. Каждый тип представлен на уровне обобщенных характеристик, отрывков из личных дневников, высказываний конкретных людей. Значимые цели, дела и главные мечты молодых людей каждого типа вереницей проходят перед нами. К каждому высказыванию авторы относятся крайне бережно, уважительно и помогают читателю выработать такое же отношение. За каждой строчкой книжки, за каждым научным суждением — чья-то личность, чье-то настоящее и будущее. Не испытуемые, а личности, субъекты собственной жизни были участниками данного исследования, и это ценностное отношение пронизывает всю книгу, от первой до последней ее страницы.
Свой труд, свои размышления авторы постарались адресовать самому широкому кругу читателей и написать ее так, чтобы она читалась с разных позиций: и личностной, если ее читает самоопределяющийся человек, и профессиональной, если она попала в руки педагогу или психологу. Частично это получилось, но усложнило восприятие материала. Книга похожа на калейдоскоп, в каждом узоре чувствуются логика и структура, но каждый поворот зеркала вносит такие существенные изменения в краски, их сочетание, в общий вид узора, что ощущения цельности не возникает. Возможно, не хватает подробных объяснений авторов, почему книга выстроена именно так, с каким конкретным материалом на ее страницах может столкнуться читатель.
Хорошо, что эта книга есть: достойный финал авторских трудов и отличный материал для читательских размышлений.
Марина Ростиславовна Битянова - кандидат психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка Пси»
Рецензия опубликована в газете «Школьный психолог» №23, 2009 г. в рубрике «Книжный шкаф».