Рецензия А.С. Батуева на монографию И.В. Добрякова «Перинатальная психология»:
Читатель, интересующийся проблемами возрастной психологии, как правило, встречается с литературой о младенческом возрасте. Рецензируемая же книга – одна из немногих, а может быть и первая, которая в системном плане представляет картину самых ранних этапов развития ребенка. Её автор – Добряков Игорь Валерьевич – педиатр, неонатолог и педагог, а теперь можно сказать – перинатальный психолог, которых в нашей стране насчитываются единицы.
К сожалению, Россия отстает в развитии этой остроактуальной проблемы неонатальной патологии, и только в последние годы ряд ученых-практиков целиком посвятили себя задачам пери- и даже пренатальной психологии. Важнейшей проблемой развития ребенка является единая биосистема «мать-дитя». Поэтому автор совершенно справедливо полагает неразрывное рассмотрение обеих компонентов такой биологической диады.
Опираясь на определение психотерапии, данное Б.Д. Карвасарским, автор предлагает свое определение перинатальной психотерапии, подчеркивая воздействие на психику внутриутробного младенца через психику матери.
Не могу не отметить, что И.В. Добряков в своих теоретических положениях во многом опирается на учение А.А. Ухтомского о доминанте, не забывая крылатое высказывание прямого ученика А.А. Ухтомского И.А. Аршавского о «гистационной доминанте». Многие ранее неясные вопросы психофизиологии беременности, в том числе и патологические её проявления, становятся более понятными для специалистов, учитывающих особенности перинатологии.
Мне представляется чрезвычайно существенным дифференцированное рассмотрение биопсихосоциальной модели перинатальной психологии. Перечисленные проблемы заслуживают особого внимания врачей-педиаторов. Автор вполне обоснованно обсуждает особенности дородового периода развития ребенка, в течение которого могут возникать серьезные отклонения от нормы, оказавшие свое влияние даже у взрослого человека. В частности, мне кажется заслуга автора в том, что он лишен ханжества, и наоборот, обсуждает вопросы зачатия, показывая значимость этого ответственного этапа для последующего развития ребенка и взрослого человека. Следует вспомнить, что на это обращал внимание ещё З.Фрейд.
Совершенно закономерно рассмотрение доминанты материнства и доминанты семьи. Последние два этапа индивидуального развития ребенка в нашей стране в течение многих лет не получали достаточного внимания со стороны государства. И только в недавние годы они стали привлекать заслуженный интерес в связи с возникновением распространенного сиротства, детской беспризорности, преступности и пр.
Автор не ограничивается чисто теоретическими рассуждениями и вводит отдельную главу « Организация и работа психотерапевтического кабинета в женской консультации». Это весьма существенно, потому что многие женские консультации стремятся каждая по-своему организовать подобного рода кабинеты, зависящие от взглядов руководства и технического оснащения. Более того, автор собрал основные директивные документы, которые послужат главными ориентирами в работе психотерапевтических кабинетов. Несомненной заслугой автора является научно-практическая направленность, которая позволит пользоваться книгой широкому кругу читателей – беременным женщинам и членам их семей.
Мне неизвестны подобные книги, поэтому я считаю столь малый тираж (2000 экз.) несомненно недостаточным для нашей страны. Другое мое пожелание состоит в том, чтобы оснастить будущее издание книги необходимыми иллюстрациями.
В целом я хотел бы отметить заслугу автора и издательства в появлении столь полезной книги.
Доктор биологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Российской академии образования и Международной академии наук высшей школы Нью-Йоркской академии наук, член Международной организации по изучению мозга при ЮНЕСКО.
А. С. Батуев имеет правительственные награды: «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «50 лет победы в Великой Отечественной войне», медаль им. И. П. Павлова, высшую награду Международного межакадемического союза «Звезда Вернадского второй степени», знаки «Житель блокадного Ленинграда», «Отличник высшей школы» и «Отличник просвещения».
Академик, лауреат Золотой медали РАО А.С. Батуев.