Рецензия Ю.С. Шевченко на монографию И.В. Добрякова «Перинатальная психология»:
Актуальность монографии И.В. Добрякова определяется сложной демографической ситуацией в стране, требующей не только материальной стимуляции рождаемости, но и психологической перинатальной помощи семье. Кроме того, повышение грамотности врачей в области перинатальной психологии, организация и внедрение перинатальных психокорекцоннных и психотерапевтических методик являются первичной профилактикой нервно-психических расстройств детского возраста.
Заслуживает высокой оценки глубокий анализ литературных источников, который характеризует не только широкую эрудицию автора, прекрасное знание современной отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме, но и, что представляется принципиально важным, позволит читателям понять концептуальный, клинико-психологический подход к проблемам перинатальной психологии.
Предложенное И.В. Добряковым теоретическое обоснование перинатальной психологии, отражающее единство биологического, психологического и социального, результаты его собственных исследований, представленных в монографии, способствуют разработке новых подходов к диагностическим, лечебно-коррекционным и реабилитационным мероприятиям.
На основе собственных исследований автором проведен глубокий анализ и разработана типология психологического компонента гестационной доминанты, предложена методика скрининг тестирования его особенностей.
Теоретическое обоснование перинатальной психологии определяет структуру монографии, включающей помимо исторического очерка и обзора теорий главы, посвященные различным периодам репродуктивного цикла: «Психология зачатия», «Психология беременности», «Психология родов», «Психология раннего постнатального периода». Особый интерес представляют специальные главы, посвященные психологии перинатальных потерь, организации и работе психотерапевтического кабинета в женской консультации, заслуживающие самой высокой оценки.
Знакомство с монографией может быть полезным широкому кругу специалистов, в частности, может использоваться для совершенствования последипломной подготовки психологов, психотерапевтов, акушеров-гинекологов, неонатологов, социальных работников, а также при подготовке студентов медицинских, психологических факультетов, социальных работников.
Председатель Московского отделения Российской Ассоциации детских психиатров и психологов, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РосМАПО, член Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН, доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко.