Номинация: Проект года в психологической науке

Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии учащейся молодежью

 Введение

          Профессиональное становление, формирование и развитие будущего специалиста-профессионала проводится в условиях действия объективных и субъективных факторов. К объективным факторам следует отнести требования, нормы и ограничения, выдвигаемые профессией к трудовой деятельности человека, и наличие у него определенных индивидуально-психологических особенностей  и черт личности, мало изменяющихся в процессе жизнедеятельности. К субъективным факторам относятся способности (специальные в особенности), уровни сформированности учебно-профессиональной мотивации, притязаний, самооценка личности.

          Решающее значение в профессиональном становлении и самоопределении специалиста-профессионала имеет учебно-профессиональная мотивация учащихся. Одна из важнейших составляющих этой мотивации – мотивация выбора профессии абитуриентами (вчерашними школьниками) базовой профессиональной школы, будущими рабочими и специалистами квалифицированного труда.

          В новых социально-экономических условиях переходного периода к рыночным отношениям значительно упал интерес учащихся к некогда считавшимися престижными профессиям станочника, строителя, электромонтажника и др.  Причины здесь разные. Но главная причина заключается в недостатках совместной профориентационной работы общеобразовательной школы, учреждений начального и среднего профессионального образования и производства, а также слабый учет индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических различий учащихся. Практика показала –качество этой профориентационной работы как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе далеко от совершенства.

         Еще на ХХVIМеждународной конференции по народному образованию, проходившей в 1963 году в Женеве под эгидой ЮНЕСКО, были разработаны рекомендации по вопросам организации школьной и профессиональной ориентации. Было доказано, что общество не будет правильно развиваться, если люди не смогут выбирать себе профессию, отвечающую их интересам и склонностям, и не будут испытывать удовольствия от работы.

         Практика показала: когда спрашиваешь педагога о профориентационной работе, получаешь ответ о том, что проделана значительная работа, проведено столько-то мероприятий, экскурсий на производственные объекты, столько-то факультативных занятий с учащимися, прочитаны лекции и доклады и т. д. На вопрос же: «В какой мере, и каким образом у учащихся определялись индивидуально-психологические особенности и характерологические качества личности?» – ответы удручающие. Мало кто ответит, что определялся тип темперамента и характерологические особенности обучаемого. Многие не смогли ответить на вопрос о месте обучаемых в «круге Айзенка», об уровнях их эмоциональной устойчивости, о показателе экстравертированности (экстраверсии – интроверсии) или, скажем, о степени ответственности. Указанные выше характеристики личности определяются с помощью простых психодиагностических методик. Проведение тестирования для определения этих характеристик не требует слишком много времени. К примеру, для определения локуса контроля, на основе которого выявляется степень ответственности испытуемого как показатель его социальной зрелости, требуется 12 – 15 минут. Несколько больше занимает время на определение места испытуемого в «круге Айзенка» (см. § 2.2).  Это чрезвычайно информативный показатель. Зная координаты испытуемого в «круге Айзенка», мы тем самым определяем не только тип темперамента обучаемого, но и основные характерологические черты его личности, степень эмоциональной устойчивости – неустойчивости,  а  также  количественную  характеристику  экстравертированности, т. е. принадлежность индивидуума к экстравертам, интрорвертам, либо амбивертам.

            Или возьмем такой показатель, как уровень притязаний личности. Это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых  неадекватен их способностям и возможностям. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно оценивать себя, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижений в различных видах деятельности.    

       Все эти  показатели очень важны при формировании учебно-профес- сиональной мотивации. По мнению выдающегося отечественного психолога В.Н. Мясищева, результат достижений человека на 70 – 80 процентов зависит от сформировавшихся мотивов и лишь на 20 – 30 процентов – от квалификации и способностей человека. Учебно-профессиональная мотивация напрямую связана с профессиональным самоопределением личности. Без сформированности мотивации учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности профессиональное самоопределение теряет всякий смысл. Ведь профессиональное самоопределение обусловлено профессиональными интересами и склонностями молодого человека, его способностями и возможностями, самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, мотивационными установками и уровнем развития его эмоционально-волевых качеств. Другими словами, профессиональное самоопределение  -это  своего  рода  способ  оптимизации  отношений человека с профессией.С одной стороны, имеется ряд требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, способностям и психофизиологическим возможностям человека. С другой стороны, каждый человек располагает собственной психофизиологической конституцией, своими индивидуально-психологическими особенностями и способностями.

            Оптимальная регуляция взаимоотношений человека и профессии на основе изменения (в определенных пределах) личных интересов и мотивов в наибольшей степени определяет процесс профессионального самоопределения личности. А это возможно при рациональной организации профориентационной работы в общеобразовательной школе и мотивационном обеспечении выбора профессии будущими рабочими и специалистами квалифицированного труда.

              Практико-ориентированная монография, разработанная в качестве практического руководства по психологической диагностике выбора профессии, состоит из трех глав.

              В первой главе рассматриваются мотивы и предпочтения выбора профессии учащимися профессиональных училищ, лицеев и колледжей. Показана роль профессиональной ориентации в управлении процессом выбора профессии. Обосновано положение о том, что психологическое сопровождение процесса выбора профессии может быть обеспечено только при качественном выявлении психологического портрета будущего рабочего и специалиста профессионального труда.

               Во второй главе представлена структура психолого-педагогической системы эффективности формирования профессионального самоопределения  учащихся. В этой системе профессионально важные качества выступают в качестве предмета диагностики.

              В третьей главе показана роль практики в профессиональном самоопределении и самореализации учащихся базовой профессиональной школы.

          Рациональный выбор профессии и сформированность профессионально важных качеств являются одними из основных показателей профессиональной пригодности  субъекта деятельности. Если раньше процесс определения профпригодности затягивался или проводился не всегда качественно из-за несовершенства методик  или недостаточной подготовленности диагноста, то в настоящее время с внедрением в учебный процесс профессиональной школы компьютерной техники при наличии соответствующего программного обеспечения время на определение профпригодности специалиста значительно сокращается. Совершенствуются и психодиагностические методики по определению у учащихся профессиональной школы профессионально важных качеств. Конечно, квалифицированно определить на основе ПВК профессиональную пригодность будущих рабочих и специалистов-профессионалов под силу лишь подготовленным и допущенным для этой цели диагностам. После определения основных базовых психологических свойств учащихся (способностей, типа темперамента, характерологических черт личности и др.) достаточно наложить психологический портрет обучаемого на психологическую карту профессий. Уже на основе анализа такого сопоставления психологического портрета и карты профессий можно делать определенные выводы о мотивации профессионального выбора. 

          В первом приближении определить уровень профпригодности может не только школьный (практический) психолог, но и подготовленный педагог-практик профессионального лицея (колледжа), а также учитель общеобразовательной школы, ответственный за профориентационную работу среди старшеклассников. Им и адресована эта практико-ориентированная монография в качестве практического руководства к действию в профориентационной работе с учащимися и студентами общеобразовательной и профессиональной школы.         

         Монография разработана доктором педагогических наук, кандидатом психологических наук А.В. Батаршевым в 2005 – 2008 гг. в Институте профессионально-технического образования РАО (с 2008 г. – Институт педагогического образования РАО) на основе теоретического и опытно-экспериментального исследования проблем профессионально-личностного становления, формирования и развития учащихся профессиональных лицеев и колледжей. Замечания и предложения по содержанию книги просим направлять в адрес Института педагогического образования РАО (191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, 2).



Закрыть