Номинация: Проект года в психологической практике

Отзыв Т.Г. Терентьевой на проект «Психолого-педагогические условия организации психологически безопасной образовательной среды в Детском экологическом центре»

Администрация МОУ ДОД «Детский экологический центр» ходатайствует о представлении результатов практической деятельности Столбовой Олеси Владиславовны, методиста, педагога дополнительного образования на Конкурс «Золотая Психея».

Цель практической работы Столбовой О.В. является: создание системы психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическую безопасность образовательной среды; развитие системы дополнительного экологического образования через методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса МОУ ДОД  «Детский экологический центр».

Задачи:
- создание системы психолого-педагогического мониторинга в ДЭЦ.
- создание и организация функционирования «кабинета доверия» в ДЭЦ.
- совершенствование программно-методического обеспечения;
- создание условий для  профессионального развития педагогических кадров в системе ДЭО;
- создание условий для мотивации, объединения специалистов системы экологического образования (социальное партнерство);
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
- комплексный анализ состояния  учебно-методической и воспитательной работы в ДЭЦ с целью повышения ее эффективности.
- создание условий для реализации проекта «H.E.L.P.» (помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации).

Практическая психолого-педагогическая деятельность методиста Столбовой Олеси Владиславовны в 2007-2008 учебном году включала следующие направления:
-Создание системы психолого-педагогических условий, обеспечивающих психологическую безопасность образовательной среды Центра.
-Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МОУ ДОД «Детский экологический центр»:
* Психолого-педагогическое просвещение учащихся (Клуб общения) и педагогического коллектива (система семинаров, педагогических советов) с целью формирования психологической культуры, развития психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
* Психолого-педагогическая диагностика (индивидуальная и групповая): анкетирование детей (выявление запроса, отношения к программе и педагогу, интересы учащихся, особенности социума ребенка) и педагогов, психолого-педагогическая диагностика по психологической безопасности среды, диагностика личностных качеств,
* Консультации для педагогов по вопросам психологии и педагогики, Кабинет доверия для учащихся
* Экспертиза качества образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов Центра
* Мониторинг личностных качеств учащихся; изучение влияние программ дополнительного образования на личность учащихся.

В результате деятельности были созданы:
Под руководством методиста вышло 2 сборника экологических игр и сценариев, разработанных педагогами Детского экологического центра, которые находятся в открытом доступе педагогам и воспитателям города.

Разработана необходимая нормативно-правовая документацияпо проведению конкурсов, выставок, олимпиад, слётов – мероприятий экологического содержания  для детей и подростков.

Создана программа экспертизы качества психолого-педагогической поддержкив системе дополнительного экологического образования, которая включает в себя психолого-педагогическую экспертизу образовательных и учебных программ, проектов, образовательной среды, педагогической деятельности специалистов дополнительного экологического образования; разработка психолого-педагогических рекомендаций по обновлению, коррекции содержания программ.

Созданы условия дляразвития профессионального потенциала педагогов ДЭЦ и педагогов, воспитателей и учителей из других ОУ района (система семинаров).

Разработаны методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса:
-  откорректированы положения массовых экологических мероприятий.
- разработана и реализуется система психолого-педагогического мониторинга (создан пакет документов: комплекс психолого-педагогических диагностических методик, система наблюдения и отслеживания успехов учащихся, развития личностных, коммуникативных и интеллектуальных качеств);

Созданы условия дляповышения эффективности  учебно-методической и воспитательной работы в ДЭЦ (использованы результаты мониторинга и психолого-педагогической экспертизы);

Созданы условия для реализации проекта «H.E.L.P.».Для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации работает кабинет доверия, где ребята могут получить как индивидуальную, так и групповую консультацию. Также для учащихся создан «анонимный ящик», в который они «складывают» свои вопросы, проблемы, пожелания, которые дальше в индивидуальном порядке обсуждаются с учеником или с группой.  Также «трудные» подростки имеют возможность посещать занятия Клуба общения для старшеклассников, который работает по программе «Гармония». Интересным подходом к взаимодействию с детьми является создание совместных с учащимися экспериментальных проектов (по экологии, валеологии, психологии).
 
Деятельность методиста Столбовой О.В. очень значима в развитии содержания дополнительного образования центра и района, чему свидетельствуют проводимые ею семинары, консультации, практикумы и экспертиза качества. Её разработки используются педагогами и включены в методическую копилку центра.

Методист Столбова О.В. является аспиранткой ИРРО, постоянно повышает свой профессиональный уровень через областные семинары, конференции, курсы повышения квалификации.

За время деятельности в Детском экологическом центре Олеся Владиславовна была награждена:
* Грамотой Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (2008 год),
* Грамотой за 2 место в областном конкурсе «Педагог АСС-ЭКО - 2006»,
* Грамотой Объединения «Дворец Молодёжи» за организацию экологического образования в Талицком районе (2007год);
* Грамотой за 1 место в районом конкурсе «Лучший педагог дополнительного образовании 2006»,
* Дважды грамотой за участие районных педагогических чтениях.

Программу дополнительного образования «Экология в общении», разработанную Столбовой О.В., на областном конкурсе «Педагог Асс-ЭКО» признали практически авторской, предложили представить ее на областной совет «Дворца Молодёжи» с целью признания ее авторских прав.
Материалы методической, психолого- педагогической деятельности  методиста Столбовой О.В. нашли отражение в публикациях:
1. Сохранение психологического здоровья ребенка средствами дополнительного экологического  образования // Дополнительное экологическое образование: проблемы сохранения и развития здоровья детей: Сб. науч. Докладов. Екатеринбург, 2002.
2. Социализация личности ребенка средствами дополнительного экологического образования // Дополнительное экологическое образование: пути социализации личности ребенка: Сб. науч. Докладов. Екатеринбург, 2002. С. 19.
3. Международной конференции, посвященной проблемам толерантности в образовании  (2003, г. Новоуральск).
4. «Самоаттестация педагога» // Сб. науч. докладов. Екатеринбург 2005.
5. Создание психологически безопасной образовательной среды Детского экологического центра. // Образование и наука. Екатеринбург, 2007.
6. 35 лет Детскому экологическому центру // Курс ЭКО: экология, культура, образование. Вестник Экологического отделения ГОУ ДОД   ЦДОД «Дворец Молодежи». Екатеринбург, 2007.
7. Реализация проекта «СемьЯ» в Детском экологическом центре // Сб. науч. докладов. ЭО ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец Молодежи»,  Екатеринбург, 2007.
8.О событиях и мероприятиях, проводимых в Детском экологическом центре постоянно выходят публикации в «Сельской нови» (2005-2008гг.)

Директор ДЭЦ Т.Г.Терентьева.



Закрыть