Номинация: Проект года в психологической практике

Рецензия М.Ю. Новицкой на проект «Развивающая психолого-педагогическая программа «ДАР» (развитие высших психических функций, личностных особенностей, эффективных способов межличностного взаимодействия)»:

Автор программы: педагог-психолог ППМС-центра «ЗДОРОВЬЕ» МОУ Вязьма-Брянской средней общеобразовательной школы МО «Вяземский район» Смоленской области А.А. Смирнов.

Представленная на рецензию психолого-педагогическая программа «Дар» направлена на развитие высших психических функций, личностных особенностей, аффективных способов межличностного взаимодействия обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Чрезвычайно важно, что программа носит комплексный характер, имеет деятельностную направленность, ориентирована не только на работу с детьми, но и на повышение уровня знаний и психологической культуры родителей и педагогов.

В самую первую очередь следует отметить четкую структурную выстроенность программы, последовательность и системность изложения материала, выверенную логику представления психолого-педагогического инструментария, предназначенного для работы практикующего педагога-психолога с детьми, родителями и коллегами. Во-вторых, очевидно, что автор глубоко изучил необходимую для создания программы научную и методическую литературу, освоил актуальный для общения с современными детьми пласт детской литературы, фольклора, музыки, произведений визуального искусства, в том числе - фотографии, целенаправленно обобщил опыт собственной психолого-педагогической практики.

Все это позволило А.А. Смирнову разработать компактную, высокотехнологичную программу, которая призвана эффективно решать психологические и педагогические проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста; полно раскрывать их интеллектуальный, моторно-двигательный, эмоциональный и творческий потенциал; интенсивно и высококачественно формировать многообразные социально-психологические умения и навыки в ходе относительно небольшого количества занятий. Несомненно, что этому должна способствовать и предложенная автором система диагностических методик, направленных на выявление индивидуальных особенностей обучающихся перед началом занятий и их динамики по завершении цикла.

Особенно хочется обратить внимание на чрезвычайно продуктивные черты в построении занятий, полностью соответствующие возрасту детей и целям, поставленным в программе. Во-первых, это единообразный, постоянно повторяющийся ход занятий, состоящий из четко формулируемых блоков-заданий. Это задает устойчивый ритм, темп, энергетику, в которых каждый ребенок может обрести свои собственные индивидуальные ориентиры. Во-вторых, ритуализированная форма приветствия и завершения занятий, эстетически, эмоционально привлекательная для детей, при этом несущая в себе сильную этическую составляющую. В-третьих, использование шаг за шагом, от занятия к занятию, замечательного произведения одного и того же писателя, С. Козлова. Это создаст, с одной стороны, притягательную атмосферу ожидания встречи с полюбившимся автором, ощущение постоянства общения с его творчеством, с другой же стороны - практически убеждает детей в широте возможностей интеллектуальной работы с одними и теми же персонажами, представленными в разных жизненных ситуациях. Этот же потенциал развития заложен в постоянном и постепенном наращивании репертуара скороговорок, прибауток, фрагментов из считалок, используемых в блоке психогимнастики.

В целом развивающая психолого-педагогическая программа «ДАР» А.А. Смирнова полностью соответствует условиям конкурса, является высокотехнологичным продуктом профессиональной авторской работы, заслуживает самой высокой оценки и широкого внедрения в психолого-педагогическую практику образовательных учреждений.

Зав. лабораторией культурно-ценностных ориентации в системе начального общего образования ФГУ «Федеральный институт развития образования» к.ф.н. М.Ю. Новицкая.



Закрыть