Номинация: Проект года в психологической практике

Рецензия на проект «Развивающая психолого-педагогическая программа «ДАР» (развитие высших психических функций, личностных особенностей, эффективных способов межличностного взаимодействия)»:

Автор программы: педагог-психолог ППМС-ЦЕНТРА «ЗДОРОВЬЕ» МОУ Вязьма-Брянской средней общеобразовательной школы А.А. Смирнов.

Предоставленная развивающая психолого-педагогическая программа «ДАР» (развитие высших психических функций, личностных особенностей, эффективных способов межличностного взаимодействия) выступает как самостоятельный психологический проект, так как является комплексом взаимосвязанных психолого-педагогических мероприятий, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития, реализация которых ограничена конкретными временными рамками.

Это стало возможным в силу того, что:
- программа предполагает реализацию деятельностного подхода и также использование и субъектного подхода, что, на современном этапе выступает в качестве новизны;
- использование комплексного сопровождения;
- правильно выбранная площадка (ППМС-центр);
- использование теоретических исследований последних лет, а также их соединение с данными эмпирических исследований;

Все вышеперечисленное позволяет данной программе разрешать одну из основных проблем, сложившуюся в образовании нашего времени - снижение интереса к учению (а именно психологическую составляющую). Достигается это путем предупреждения психологического неблагополучия в развитии ребенка, создания особых условий, предохраняющих психологическое здоровье, происходящее благодаря тесному взаимодействию со всеми субъектами образовательных сред.

Развивающую психолого-педагогическую программу «ДАР» отличает
• целевая направленность;
• четкость построения;
• грамотное определение методологического аппарата исследования;
• логическая последовательность изложения материала;
• глубина исследования и полнота освещения вопросов;
• убедительная аргументация основных положений и выводов;
• конкретность и глубина анализа и изложения результатов работы;
• доказательность полученных результатов и обоснованность рекомендаций;
• грамотное оформление.

Бесспорно, что особую ценность развивающей психолого-педагогической программы «ДАР» составляет:
- структурно-содержательная модель развития высших психических функций, личностных особенностей, эффективных способов межличностного взаимодействия;
- выявленные организационно-педагогические условия, влияющие на реализацию данной программы.

Также стоит отметить и теоретическую значимость данной программы, которая состоит в уточнении методической компетентности педагога-психолога (формирование представления о трехуровневой модели «вертикальной» организации психической деятельности)

Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- внедрена модель развития методической компетентности учителей в системе общего образования;
- целенаправленный комплексный подход, используемый при составлении данной программы, обеспечит превентивный характер психологического обеспечения образования и сместит акценты в образовательном процессе с коррекционных мероприятий на профилактические.

Таким образом, предоставленная программа как система психологического обеспечения выступает в качестве необходимого компонента образования, позволяет реализовать социально-психологическое проектирование, мониторинг и экспертизу условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей, предназначена для охраны психологического здоровья участников образовательного процесса; а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) тем же участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.

Доцент кафедры психологии ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей» Н.А. Новикова.



Закрыть