Приложение к проекту «Групповой метод песочной терапии как один из организованных способов социализации младших школьников»:
Занятие №2 с девочками 3 класса «Мир, где все главные»
Педагог-психолог: «Увидев то, что вы можете договариваться друг с другом, согласовывать свои действия, старшие волшебники доверили вам создание мира, в котором все главные. Я думаю, что вы справитесь с этим нелегким испытанием. Удачи вам!
Соня раскладывает камни в песочнице. Юля и Даша А. расставляют фигурки, при этом Даша А.говорит: «Это замок». К ним подбегает Арина.
Арина: « Нет, давайте, не будем этот замок ставить!»
Аня: «Девочки, мы волшебницы! Чего вы ссоритесь?»
Арина: «А водоем у нас будет? А зачем крокодил? Давайте, его не будем поселять в наш мир! Можно деньги взять!»
Арина: «Давайте это куда-нибудь поместим…»
В это время остальные девочки выбирают фигурки и подходят к песочнице. Строят картину мира №1.
Педагог-психолог из роли старшей волшебницы: «Мои дорогие, юные волшебницы, у вас осталось совсем немного времени, чтобы закончить создание мира, в котором все главные. Осталась одна минута».
Девочки повышают активность. Чаще всего не соглашается с точкой зрения других Арина. Соня и Аня корректно напоминают ей, что сейчас они – волшебницы.
Педагог-психолог: «Я не участвовала в создании этого мира. Мне многое непонятно. Могу я услышать – что это за мир?»
Даша С. – Я поставила фарфорового орла, он хочет быть главным и все берут с него пример.
Даша Д. – Я тоже решила поставить орла, он повелитель гор. Цветы здесь - символ поклонения.
Инна – Я поставила Золушку, но она не хочет править.
Психолог – А, выйдя замуж за принца, ей придется управлять?
Инна – Ну, конечно!
Лейсан – Мир у нас получился какой-то жестокий, и каждый здесь хочет править.
Соня – Я поставила Короля, и у него богатство.
Оля – Я поместила Крокодила. Он тоже хочет быть главным, а Арина убрала.
Арина – Он здесь лишний!
Даша Д. – Я разбила садик около колодца.
Лейсан – Богатство - это когда семья, ум.
Даша А. – Я хотела подальше убрать Золушку и Принца, потому что их вытесняют главные.
Психолог – Очень сложная задача выпала на вашу долю, мои юные волшебницы. Вижу, считаете вы, что главные – это те, кто хочет править, чувствовать власть над другими. Мудрецы же говорят: «Главный это тот, кто умеет что-то хорошо делать и готов научить этому других. Главный – это не столько власть, сколько ответственность». Поэтому, юные мои путешественницы, главных может быть много, главных в своей области. Сможете построить такой мир – мир ответственности и взаимопомощи, а не жестокий, где идет борьба за власть? Согласие детей. Идет изменение. Создается новая картина мира (№2)
Соня – Я поставила флакончик духов – символ добра.
Даша А. – Я думаю можно просто разделить на отдельные территории. (…)
Строится новый мир. Центральная композиция – замок, на фоне которого король и королева с младенцем. Внизу слева и справа – постоянный атрибут картин девочек - водоемы. Мир животных: морских и обитателей суши. Уголок духовности с ангелами. Уголок материального богатства. Дракон – защитник от злых сил.
Педагог-психолог: «Вижу - новый мир, где все главные, уже готов. Могу поздравить вас! У вас много главных. Это те, кто чувствуют свою ценность, и готов помогать другим. Этот мир более гармоничен?» Ответы детей.
Психолог предлагает детям встать в круг. Проходит ритуал выхода из игровой роли волшебниц. Затем все садятся в круг.
Педагог-психолог: – Быть главным – не плохо. Главный умеет делать многое. И готов обучать этому других. Кто главный в вашем классе?
Хором – Елена Борисовна, Галина Олеговна. (учитель и воспитатель)
Педагог-психолог - Девочки, а в какой области каждая из вас считает себя главной?
Даша Д. – Я умею выращивать комнатные цветы.
Соня – У меня много двоюродных сестер и родной брат. Я самая старшая и помогаю. С детьми хорошо общаться получается, могу этому научить.
Юля – Я главная в кулинарии.
Даша Ш. – Я люблю рисовать, и у меня это хорошо получается.
Лейсан – Я успешна в спорте. Я занимаюсь синхронным плаванием, танцами, гимнастикой.
Даша А. – А я разбираюсь в дизайне комнат.
Инна – Я люблю рисовать. Каждый вечер сажусь и рисую. Могу выставку в классе оформить. Еще я буду играть за класс в футбол, и люблю готовить.
Аня – Я люблю готовить и ходить в спортивный зал. А еще ухаживаю за животными (крыса, собака, кошка и кот).
Даша С. – Очень хорошо разбираюсь в компьютерах.
Оля – Люблю готовить, рисовать. Ухаживать за животными, лепить из пластилина. Мы с Юлей экспериментируем.
Арина – Я люблю сочинять стихи.
Инна – Я тоже очень люблю сочинять.
Психолог – И друг у друга вы можете многому научиться.
P.S. По результатам наблюдения за Ариной было принято решение вести индивидуальную работу по развитию.