Номинация: Проект года в психологической практике

Отзыв Т.А. Ратановой на проект «Авторская программа «Читайка»:

Программа «Читайка» разрабатывалась, апробировалась и внедрялась автором с 1994 по 2008 год. За это время опубликовано и подготовлено к печати девять учебных и учебно-методических пособий, восемь статей. Общий тираж  опубликованных пособий составляет 50 тысяч экземпляров, некоторые пособия переиздавались дважды и трижды, что  указывает на их высокую востребованность  среди педагогов и родителей.

В реальной практике редко появляются разработки, которые в известной мере опережают свое время и в последующем являются определенным ориентиром  для новых стандартов, норм и моделей. Одной из таких разработок, на наш взгляд, является образовательная программа Т. Ломбиной  «Читайка». Программа «Читайка» уникальна, ни на что известное не похожа. Она основана на современных достижениях психологии, производит прекрасное впечатление по содержанию и форме. Она  построена на понимании психического развития ребенка от общего к частному, принципа дифференциации воспринимаемых ребенком объектов и свойств. Язык всей программы естественен, обеспечивает эффект простоты без примитивности, одновременно содержит яркие образы, в том числе фольклорные, что активизирует основные структуры мозга ребенка.

Важнейшим фактором программы является постоянное обращение к эмоциональной сфере ребенка, включение эмоциональных каналов, занимательности и игры на всех занятиях. Основой развития ребенка становится интерес и удовольствие, извлекаемые из самого процесса деятельности. Нравственное воспитание ребенка является не отдельным направлением его развития, а –структурирующим стержнем программы. Нравственное здоровье, таким образом, – фундамент интеллектуального, творческого и эстетического развития ребенка, что гарантирует целостность в формировании его личности.   Программа является одновременно художественным произведением по форме и практическим пособием  по содержанию. Такой подход осуществлен впервые в психолого-педагогической практике России, учитывая, что  практические пособия содержат весь необходимый материал – развитие речи, обучение чтению, формирование логического мышления, развитие нравственного чувства –  для полноценного развития и воспитания ребенка от 3 до 6 лет, включая качественную подготовку к школе.

Практическая направленность программы очевидна: она максимально приближена к ребенку, к его внутреннему миру, к его игровым способам познания, к его психофизиологии. Она максимально приближена и к педагогу: все творческие задачи решены автором и представлены в виде разработанных конспектов-занятий; кроме того, программа содержит большой объем художественного, игрового, воспитывающего и развивающего материала и может быть практически использована без дополнительной учебной, методической и другой литературы.

Зав. кафедрой психологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, доктор  психологических наук, профессор Тамара Анатольевна Ратанова.



Закрыть