Номинация: Проект года в психологической практике

Отзыв К.И. Воробьевой на проект «Стереотип правоохранительных органов в социуме»:

Понятие «стереотип» происходит от латинского «socials» - общественный, греческих «stereos» - твердый, «typos» - отпечаток. От других видов знания он отличается тем, что информация, на которой он основывается, соотносится не с соответствующим объектом, а с другими знаниями, которые, в свою очередь, могут оказаться ложными. 

В нашей стране проводились исследования этнических автостереотипов, гетеростереотипов тувинцев и русских Г.Ф. Балакиной; О.В. Митиной и В.Ф. Петренко – стереотипов женского поведения, оценка отношения к различным женским ролевым позициям в России и США; Н.В. Кочешковым – культурных стереотипов оленеводов тундры (тип жилища, утвари, традиционной пищи, одежды, головных уборов и обуви, средств передвижения (нарты, лыжи), своеобразных черт общественного строя, культов и обычаев, орнаментики и особого способа кочевания в тундре; В.И. Верховиным – экономических стереотипов народного сознания как традиционных технологий оптимизации социальных действий. К сожалению, как отмечает П.Н. Шихирев, по существу нет ни одного серьезного исследования стереотипов не только представителей классов (предпринимателя, рабочего и т.п.), но даже профессии.

Учеными отмечается необходимость использования искусственных средств не только поддержания имиджа, но и методов активного формирования и внедрения их в массовое сознание. При этом необходимо учитывать, что имидж социальной организации воспринимается индивидами, социальными группами, обществом как позитивный лишь в том случае, когда он соотносится со стереотипами, уже зафиксированными в массовом сознании; сложившейся системой ценностей в обществе; с интересами и ожиданиями социума, которыми они связывают с данной социальной организацией.

Кандидат психологических наук Т.А. Бондаренко с помощью психоаналитических методов (ассоциативного эксперимента, символических представлений животных, цветовой символики) исследовала стереотип милиции, в котором со 2008 г.г. приняло участие 1479 жителей Хабаровского и Приморского края, Амурской области, 132 военнослужащих, 542 сотрудника милиции. Исследование влияния телевидения на формирование имиджа милиции проводилось на основе 21 «милицейского» телесериала и 12 документальных телепередач, отражающих деятельность данного силового ведомства, демонстрировавшихся на каналах РТР, НТВ, ОРТ, DTV, DTV-ВИАСАТ.

Проект «Стереотип правоохранительных органов в социуме», основанный на  методах психоаналитического и социально-психологического исследования, результаты которых опубликованы в 2008 году, может быть представлен на национальный психологический конкурс «Золотая Психея».

Ректор Дальневосточного института психологии и психоанализа, профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук К.И. Воробьева.



Закрыть