Отзыв Л.М. Попова на проект «Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения»:
В центре образования № 18 г. Йошкар-Олы длительное время ведется целенаправленная работа по самоопределению учащихся старших классов относительно последующих направлений обучения и профессиональной деятельности.
В качестве методологической основы построения концепции профильного и предпрофильного обучения положены идеи Выготского о динамическом соотношении процесса обучения и развития (С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская) стимулируя интеллектуальные и личностные новообразования в подростковом и юношеском возрасте (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).
Автором проводится обширная психодиагностика всего контингента учащихся старших классов (по мотивации, интересам, способностям, направленности по типу доминирующей профессии, по способности к саморазвитию).
В центр внимания психолога Е.И. Молчановой поставлено такое системообразующее качество как способность к самореализации.
Автором в связи с этим теоретически осмыслен весь круг понятий, связанных с «самостью» (К. Роджерс) и самопроцессами (К.А. Абульханова-Славская, Н.М. Пейсахов и др.).
Автором развивается идея Б.Г. Ананьева о том, что уже на школьном этапе жизни человек должен встать в позицию субъекта собственного развития и быть субъектом познания, общения, труда.
Автором выдвигается гипотеза: личностное и профессиональное развитие учащихся обусловлено возможностью своевременного выявлениятой субъектной активности, которая проявляется в способностях к перспективному жизненному планированию и личной ответственности за свой профессиональный выбор.
Автором разработана и практически воплощена модель психологического сопровождения предпрофильной подготовки.
Особый интерес представляет весь комплекс действий психолога по реализации идеи проекта: во-первых, выявление уровня и последующее развитие креативности, развитие воображения, умение видеть и формулировать проблему, развитие способности к общению, включающих позитивное отношение к собственной личности, к личности другого. Во-вторых, автором проводится цикл занятий под общим названием «Примерка профессии». Это и ориентация в мире профессий, и собственное профессиональное самоопределение и самооценка своих личностных и профессиональных предпочтений.
Считаю, что автором теоретически и экспериментально проработана идея технологической составляющей интеллектуально-деятельностного развития школьников. Что привносит практический вклад в концепцию человека как субъекта развития и саморазвития.
Доктор психологических наук, зав. каф. психологии личности, профессор Казанского государственного университета Л.М. Попов.