Номинация: Проект года в психологическом образовании

Отзыв Н.В. Поддубного на проект «Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход)»:

Проект профессора Алексея Сергеевич Чернышева и его коллег достойно продолжает и развивает традиции Курской научной школы Уманского-Чернышева в области подготовки молодежных лидеров гуманистической ориентации и психологической помощи молодежи в личностном развитии. В данной книге развиты традиции отечественной социальной психологии, заложенные В.М. Бехтеревым, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым и другими учеными о единстве теории, эксперимента и практики как условия развития психики и личности человека.

Благодаря корректному сочетанию теоретико-методологических и технологических позиций авторами проекта были получены значительные реальные результаты по формированию способных лидеров из числа социально одаренных детей.

Идеи о развивающих социальных средах и социальном обучении молодежи  представляют несомненную пользу для развития педагогической и социальной психологии. С практической точки зрения заслуживает внимания исследование влияния работы Школы молодежных лидеров на психологизацию общественного сознания в регионе, на актуализацию ценности самосовершенствования молодежи целого региона. Таким образом, появление в образовательном пространстве Курской области престижного образовательного центра – школы молодежных лидеров – является самым главным достоинством проекта и весомым аргументом в его поддержку. За  несколько десятилетий своего существования школа показала эффективность реализации принципа  единства теории и практики. Многие выпускники этой школы лидерства успешно работают руководителями в различных ведомствах.

Данный проект, реализованный в виде печатного издания, адресован тем психлогам, кому небезразлична судьба молодого поколения, а также специалистам, реализующим  молодёжную политику на региональном уровне, педагогам, создающим условия для реализации активной жизненной позиции молодёжи нашей страны. Материалы книги могут полезны не только специалистам в области социальной психологии, студентам психологических факультетам, но и многочисленной группе педагогов и воспитателей, которые смогут найти в ней необходимые принципы правильного построения благоприятной социальной среды в своих образовательных учреждениях, где вопросы отсутствия учебной мотивации, полной или частичной безынициативности учащихся и т.п. давно стали «камнем преткновения» многих воспитательных систем.

Ознакомление с содержанием проекта дает представление о проблемном поле современной российской молодежи и, что гораздо важнее, намечает реалистичные пути решения ряда этих проблем социально-психологическими средствами.

Авторы изложили теоретические и методологические подходы к работе с социально одарёнными детьми, обосновав их достоверными данным многолетних исследований в Курской и Воронежской областях. Нам представляется существенным, что представленные материалы отображают профессиональный оптимизм авторов, их увлеченность своим делом, уважение к научным традициям, а также осведомленность в обсуждаемой научной проблеме. 

Доктор философских и кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Белгородского государственного университета  Н.В. Поддубный.



Закрыть