Номинация: Проект года в психологической практике

РЕЦЕНЗИЯ

на коррекционно-развивающую программу педагога-психолога

Сидоровой Натальи Викторовны

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ»

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога Сидоровой Натальи Викторовны на тему «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ» посвящена одной из актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии – социально-психолого-педагогической адаптации леворуких детей, отстающих в психическом развитии от своих сверстников, к школьному обучению и жизни в социуме. Драматизм положения, острота внутренних переживаний таких детей влияет на форму общения, обучение и жизнетворчество, так как порой их нередко «захлестывают» эмоции, связанные с трудностями социальной адаптации. Рассматривая социальную адаптацию леворуких детей, нельзя не уделять внимания психофизиологическим особенностям личности ребенка, а именно характеристике распределения психических функций между левым и правым полушарием головного мозга. Функциональная асимметрия головного мозга имеет непосредственное отношение к проблеме образования, именно профиль латеральной организации и, как следствие этого, леворукость.

Так как современные образовательные программы целиком построены на развитии вербально-логического мышления, то есть ориентируются на левосторонний профиль латеральной организации, осуществляющий последовательную рациональную обработку информации. При доминантности правого полушария стратегия переработки информации состоит в целостном, комплексном восприятии параметров и явлений, в одновременной обработке многих параметров. У многих левшей отмечаются часто встречающиеся нарушения или недостатки развития зрительно-моторной координации (Н.Н.Брагина, Т.А. Доброхотова), зрительной памяти (В.Л.Бианки, Е.Б.Филлипова, В.А.Шрам, К.Б.Магницкая, Е.В.Харитонов, И.В.Ефимова, А.В. Семенович) и зрительно-пространственного восприятия (Э.А.Костадантов, В.В.Суворова, Д.Леви), а так же мелкой моторики. Большие трудности возникают у левшей и в межличностных отношениях в связи с противоречивостью их психоэмоциональной сферы (Э.М.Александровская).

В настоящее время образовательные учреждения не в полной мере реализуют условия, способствующие повышению уровня адаптации леворуких детей к жизни в социуме, по-прежнему преобладает формализованный подход к ребенку, от которого требуется, чтобы он был удобен для ДОУ, а не ДОУ для него. И, хотя педагогам известно о трудностях, которые возникают у леворуких детей, физиологами объяснен феномен леворукости, психологами разработаны методики формирования коммуникативных навыков, до сих пор нет четкого алгоритма психолого-педагогической помощи в социальной адаптации леворуких детей. Данная программа педагога-психолога Сидоровой Н.В. восполняет дефицит таких коррекционно-развивающих программ для леворуких детей.

В предоставленной программе дается полное описание коррекционно-развивающих занятий с леворукими детьми, отстающими в психическом развитии.

Коррекционно-развивающая работа с такими детьми осуществляется автором по следующим направлениям:

- оказание помощи ребенку по нормализации эмоционального состояния, снятие стресса, тревожности;

- организация предметно-развивающей среды ребенка с учетом его зоны ближайшего развития;

- дифференцированный подход к ребенку: необходимо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, качество усвоения им учебного материала, уровень сформированности знаний, умений и навыков, развитие психических процессов;

- формирование навыков учебной деятельности: понимание учебной задачи, умение выполнить ее самостоятельно, формирование навыка самоконтроля и самооценки;

- обучение навыкам саморегуляции эмоционального состояния;

- формирование положительного отношения к процессу обучения.

В соответствии с намеченными направлениями работы занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме.

Предложенная Сидоровой Натальей Викторовной программа отражает актуальность, научное обоснование, практическую значимость коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми 3-7 лет. Программа обеспечивается грамотным методическим подходом к изучаемому феномену – леворукости  и содержательно-структурированным подходом к организации занятий с леворукими детьми, отстающими в развитии.

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога Сидоровой Натальи Викторовны «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ» отвечает всем предъявленным квалификационным требованиям и выполнена на     высоком методическом и профессиональном уровне, в связи с чем заслуживает одобрения, и может быть рекомендована к внедрению и широкому распространению, а ее автор вполне обоснованно заслуживает всяческой поддержки и уважения.

 

РЕЦЕНЗЕНТ ЗАВ. КАФЕДРОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ МПСИ

ПРОФЕССОР, ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

ШНЕЙДЕР ЛИДИЯ БЕРНГАРДОВНА



Закрыть