Номинация: Проект года в психологической практике

Приложения.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ.

Введение

Принцип личностно ориентированной педагогики имеет и оборотную сторону. Научившись включаться в живой диалог с конкретной личностью ребенка, педагог и сам перестает быть винтиком в машине, человеком в футляре, осознает самого себя как личность не только время от времени, но и в каждый момент свой профессиональной деятельности.

Коррекционные и коррекционно ориентированные педагогические кадры в городе Белорецке представлены относительно благополучно, но ведь ещё и город небольшой, достаточно обозримый, поэтому все яркие педагоги, единомышленники, творческие психологи здесь сразу были на виду и сотрудничества в рамках профессиональных обязанностей им было недостаточно. Вместе с тем требовали оперативного обобщения и  наблюдаемые общественные процессы, последствия социальной неоднородности и напряженности, миграции, изменения общественного мнения, региональные проекции макросоциальных событий, изменение структуры общественного воспитания и общественной мысли-все эти факторы имели отражение на содержании и динамике дидактического и коррекционного процессов, поскольку в живой структуре локальных изменений быть не может.

Организуя, объединяя, информируя коллег, Педагогическая гостиная становится самостоятельной формой интеграции, презентации, общения.

1.        Общие Положения

1.1.    Педагогическая гостиная создана с целью интеграции регулярных форм взаимодействия специалистов коррекционных учреждений, родителей и общественности.

1.2.    Педагогическая гостиная (здесь далее ПГ) функционирует на территории 4-х районов: Белорецкий, Бурзянский, Учалинский и г. Межгорье – как в постоянных формах, так и во временных.

2.       Цели и задачи организации ПГ

2.1.    Цели:

- обеспечить взаимное обогащение, обобщение исследовательской и методической работы  специалистов коррекционного профиля всех направлений, а также их сотрудничество с родителями и общественностью;

- повысить общий уровень дидактики, коррекции и методической работы, соблюдая принципы личностно и социально ориентированной педагогики;

- содействовать оздоровлению педагогического труда на основе более высокой организации деятельности, более гармоничной структуре взаимодействия;

 - выявить внутренние ресурсы развития образовательной среды за счет адекватной реализации педагогической одаренности.

2.2.   Задачи:

- совершенствовать условия диагностики и коррекции детей с нарушением развития;

- органично диагностировать развитие популяции и условий общественного воспитания;

- изучать, обобщать, анализировать организацию режима компенсации и коррекции в семье, в учреждениях, в обществе;

- оперативно и качественно изучать и пропагандировать ценный опыт педагогов и родителей;

- действенно руководить и оказывать помощь в необходимой послевузовской подготовки специальных кадров коррекционных учреждений;

- реально способствовать изучению и внедрению открытий мировой науки и достижений культуры;

- направлять и организовывать методическую и исследовательскую деятельность коррекционных учреждений и специалистов.

3.       Организация деятельности

3.1.    Заседания ПГ делятся на плановые и внеплановые.

3.2.    Плановые заседания ПГ проводится один раз в квартал по заранее определенным планам на базе Белорецкой ПМПК, а также в выездных формах.

3.3.    Деятельность ПГ имеет постоянных руководителей: руководитель и методист ПГ.

3.4.    Задачи плановых заседаний ПГ:

-     методическое обеспечение профессиональной деятельности специалистов коррекционных учреждений;

-     организация условий для профессионального роста специалистов;

-      пропаганда ценного педагогического опыта;

-      совместное изучение новых теоретических и практических материалов, уточнение, обобщение;

-      контроль состояния работы отдельных коррекционных учреждений.

3.5.    Плановые заседания ПГ проводятся по запросам членов ПГ, в порядке приоритетности тематики и проблем развития ПМПС, допускается внесение темы по желанию одного члена ПГ, включая косвенные и нетипичные. Внеплановые заседания ПГ проводятся на базе ПМПК явочным порядком.

3.6.    Задачи внепланового заседания ПГ:

-    мониторинг состояния состава детей с нарушением развития;

-    мониторинг педагогического поиска;

-     динамичное обобщение состояния коррекционного процесса;

-     динамичное обобщение локальных отражений в специальной педагогике макросоциальных процессов;

-     актуальная корреляция диагностического и коррекционного процессов.

3.7.    Внеплановое заседание ПГ проводится в следующих формах:

-       дискуссионное, с целью продолжить практику самообучения грамотному ведению результативного спора на материале специальных дисциплин;

-       проблемные, по выявлению каждой важной для освещения проблемы коррекционного процесса;

-       экшн, с целью воздействия на общественное мнение или изучения последнего.

 

Методическая разработка

Рыбаковой Е.В., Дмитриевой Н.Ю.

«Электронный издательский проект

Педагогической гостиной Белорецкой ПМПК

«Методические материалы дистанционного этапа

зонального семинара в г. Учалы, 2010»

Одной из текущих задач развития организационно-методического сопровождения психолого-медико-педагогической системы в территориальной зоне, подведомственной Белорецкой ПМПК, является актуальное расширение как круга участников, педагогов, руководителей, общественных деятелей, вовлечённых в ответственное сотрудничество в сфере адресного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в доверительный обмен опытом, интегрирующими и благотворительными инициативами, - так и спектра проблем коррекционного образования, рассматриваемых на заседаниях Педагогической гостиной.

Благодаря электронным технологиям теперь мы можем коммуникативную нагрузку частично заменить на обмен электронной информацией, с тем чтобы оптимально сочетать необходимое количество содержательной информации с экономией личного времени всех участников.

Сборник составлен при деятельном участии логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов, руководителей и воспитателей ДОУ и содержит статьи и фотоматериалы обо всех направлениях коррекционно-образовательной работы.

Авторским коллективом разработана форма сертификатов для каждого участника электронного сборника.

Издательский план Педагогической гостиной Белорецкой ПМПК

на 2010-2011 г.г.

на 2010-2011 г.г.

Название

Содержание

Дата

выпуска

1.

Проект-мастерская «Непростые решения»

Сборник педагогических проектов, подготовленный участниками Пед.гостиной к Международной конференции «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт»

Июнь-2010

2.

«Этикет и психоэмоциональное благополучие детей в коррекционно-образователь-ном учреждении»

Методический сборник к совместному семинару педагогов коррекционного профиля Учалинского, белорецкого районов и г. Межгорье.

Октябрь-2010

3.

Электронный издательский проект Педагогической гостиной Белорецкой ПМПК

Методические материалы дистанционного этапа зонального семинара «Мир общения. Воспитание речевого этикета у дошкольников с ОНР. Преемственность в работе учителей, логопедов ДОУ и школ»

Ноябрь-2010

4.

«Игровая деятельность детей в коррекционно-образо-вательном пространстве»

Электронная конференция участников Педагогической гостиной по тематическим и проблемным вопросам игры.

Февраль-2011

5.

Дистанционная выставка «Предметно-развивающая среда как средство оптимального развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Дистанционные материалы на электронных носителях для актуального обмена опытом руководителей и педагогов коррекционного профиля.

Апрель-май-2011

6.

Проект-мастерская «Здоровьесберегающие технологии в образовании: классические формы и современные подходы»

Сборник педагогических проектов участников Педагогической гостиной, направленных на актуализацию социально-образовательной среды.

Октябрь-ноябрь 201

Издательская деятельность

Педагогической гостиной Белорецкой ПМПК

 

2002 год

- Сборник статей специалистов коррекционного профиля «Доброе дело в добрые руки».

 

2003 год

- Методический сборник «Проблемы реабилитации в учреждениях социальной защиты населения Республики Башкортостан» (к Республиканскому семинару, организованному по инициативе Министерства труда и соц.защиты населения);

- Сборник статей Зональной научно-практической конференции по проблемам организации учебно-воспитательного процесса и повышения уровня адаптации учащихся классов коррекционно-развивающего обучения;

- Выпуск периодического издания «Вестник Кризисного центра помощи женщинам».

 

2004 год

- Выпуск периодического издания «Вестник Кризисного центра помощи женщинам»;

- Сборник статей специалистов коррекционного профиля «Доброе дело в добрые руки».

 

2005 год

- Аналитический выпуск «Моделирование кризиса»;

- Сборник материалов «Охрана умственного труда детей и подростков»;

- Сборник статей специалистов коррекционного профиля «Доброе дело в добрые руки»;

- Выпуск методических рекомендаций «Как уберечь ребёнка от наркотиков»;

- Выпуск методических рекомендаций «Особенности зрения и слуха у детей с болезнью Дауна»;

- Выпуск методических рекомендаций «Дети и алкоголь»;

- Выпуск периодического издания «Вестник Кризисного центра помощи женщинам».

 

2006 год

- Методический сборник «Обновление методов социальной работы по предупреждению наркомании среди несовершеннолетних» (по итогам акции ГУ КЦСОН г.Белорецка «Я выбираю жизнь»);

- Мастер-класс «Применение методики П.С. Тоцкого при обучении письму».

 

2007 год

- Сборник статей к дистанционному семинару «Актуальная конфликтология»;

- Сборник статей специалистов коррекционного профиля «Доброе дело в добрые руки»;

- Методический сборник «Современные подходы в работе с детьми с нарушениями речи».

 

2008 год

- Сборник статей в помощь семье и специалистам образования и соц.защиты «Семья и социум»;

- Сборник статей специалистов коррекционного профиля «Доброе дело в добрые руки»;

- Методический сборник «Развивающие технологии в обучении детей и подростков на современном этапе»;

- Методический сборник «Внедрение инновационных технологий в развитие системы специального образования и социального сопровождения населения»;

- Материалы мероприятий, посвящённых Году семьи;

- Методический сборник «Современные тенденции в развитии системы специального образования».

 

2009 год

- Сборник статей специалистов коррекционного профиля «Доброе дело в добрые руки»;

- Методический сборник «Социально-педагогическое сопровождение школьников и их семей».

 

2010 год

- Сборник педагогических проектов «Непростые решения», подготовленный к Международной конференции «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт»;

- Методический сборник к совместному семинару педагогов коррекционного профиля Учалинского, Белорецкого районов и г. Межгорье «Этикет и психоэмоциональное благополучие детей в коррекционно-образовательном учреждении»;

- Электронный издательский проект Педагогической гостиной Белорецкой ПМПК Методические материалы дистанционного этапа зонального семинара «Мир общения. Воспитание речевого этикета у дошкольников с ОНР. Преемственность в работе учителей, логопедов ДОУ и школ».

Педагогическая гостиная

ПРОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ

12  ноября 2010 года

Рыбакова Е.В., руководитель

Пед.гостиной

Дмитриева Н.Ю., методист

Пед.гостиной

 

План заседания

1.     Методическая выставка

2.     Информационное сообщение о деятельности Педагогической гостиной

3.     Выступление руководителя Педагогической гостиной об участии специалистов в работе региональных, федеральных и международных форумов

4.     Информация методиста о планах интегративной и издательской деятельности Педагогической гостиной

5.     Вручение изданий объединения и сертификатов авторам материалов изданий

6.     Сообщение о проблемных секциях

7.     Предложения участников гостиной

8.     Тематические выступления

9.     Чаепитие

 

Из Положения о Педагогической гостиной

4.     Общие Положения

4.1.    Педагогическая гостиная создана с целью интеграции регулярных форм взаимодействия специалистов коррекционных учреждений, родителей и общественности.

4.2.    Педагогическая гостиная (здесь далее ПГ) функционирует на территории 4-х районов: Белорецкий, Бурзянский, Учалинский и г. Межгорье – как в постоянных формах, так и во временных.

 

5.     Цели и задачи организации ПГ

5.1.   Цели:

- обеспечить взаимное обогащение, обобщение исследовательской и методической работы  специалистов коррекционного профиля всех направлений, а также их сотрудничество с родителями и общественностью;

- повысить общий уровень дидактики, коррекции и методической работы, соблюдая принципы личностно и социально ориентированной педагогики;

- содействовать оздоровлению педагогического труда на основе более высокой организации деятельности, более гармоничной структуре взаимодействия;

 - выявить внутренние ресурсы развития образовательной среды за счет адекватной реализации педагогической одаренности.

 

5.2.   Задачи:

- совершенствовать условия диагностики и коррекции детей с нарушением развития;

- органично диагностировать развитие популяции и условий общественного воспитания;

- изучать, обобщать, анализировать организацию режима компенсации и коррекции в семье, в учреждениях, в обществе;

- оперативно и качественно изучать и пропагандировать ценный опыт педагогов и родителей;

- действенно руководить и оказывать помощь в необходимой послевузовской подготовки специальных кадров коррекционных учреждений;

- реально способствовать изучению и внедрению открытий мировой науки и достижений культуры;

- направлять и организовывать методическую и исследовательскую деятельность коррекционных учреждений и специалистов.

Издательский план Педагогической гостиной

на 2010-2011 г.г.

Название

Содержание

Дата

выпуска

1.

Проект-мастерская «Непростые решения»

Сборник педагогических проектов, подготовленный участниками Пед.гостиной к Международной конференции «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт»

Июнь-2010

2.

«Этикет и психоэмоциональное благополучие детей в коррекционно-образовательном учреждении»

Методический сборник к совместному семинару педагогов коррекционного профиля Учалинского, Белорецкого районов и г. Межгорье.

Октябрь-2010

3.

Электронный издательский проект Педагогической гостиной

Методические материалы дистанционного этапа зонального семинара «Мир общения. Воспитание речевого этикета у дошкольников с ОНР. Преемственность в работе учителей, логопедов ДОУ и школ»

Ноябрь-2010

4.

«Игровая деятельность детей в коррекционно-образовательном пространстве»

Электронная конференция участников Педагогической гостиной по тематическим и проблемным вопросам игры.

Февраль-2011

5.

Дистанционная выставка «Предметно-разви-вающая среда как средство оптимального развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Дистанционные материалы на электронных носителях для актуального обмена опытом руководителей и педагогов коррекционного профиля.

Апрель-май-2011

6.

Проект-мастерская «Здоровьесберегающие технологии в образовании: классические фор-мы и современные подходы»

Сборник педагогических проектов участников Педагогической гостиной, направленных на актуализацию социально-образова-тельной среды.

Октябрь-ноябрь 2011

 

Содержание тематического сборника

     Рыбакова Е.В. Коммуникативный ресурс развития детей в коррекционно-образовательном процессе.

     Дмитриева Н.Ю. Игра  «ЗДРАВСТВУЙТЕ» на развитие коммуникативной компетентности педагогов и родителей.        

     Горбунова Л.И. «Уроки общения» (консультация для родителей).

     Билалова А.Ф., Овчаренко И.А, Шабаева О.А. Диалог, как метод общения дошкольников.

     Васильева Л.В. Формирование коммуникативной способности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством обучения речевому этикету в процессе чтения сказок.

     Азнабаева В.Г. Лесной этикет.

     Извекова А.Н. Общение с неговорящим ребенком как средство формирования речевой деятельности.

     Захарова Е.А. Применение фольклора для развития  навыков общения в семье.

     Костенкова Р.М. Нравственно-патриотическое воспитание как базовый ресурс развития межличностных отношений взрослых и детей в едином образовательном пространстве ДОУ.

     Калинина С.Ф. Юмор как средство оптимизации межличностного общения в условиях полиэтнического коллектива образовательного учреждения.

     Карпушова А.Г. Театрализованный этикет.

Содержание электронного издательского проекта представлено тремя блоками

БЛОК 1

1. Борисова И.В.«ВОЛШЕБНАЯ  ПОЛЯНА» (методическое пособие).

2. Чернейкина Н.Г., Матвеева Л.Ю.Реализация инновационных технологий в адаптивной системе коррекционно-развивающего обучения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.

3.Власьевнина Т.В.«Рекомендации родителям по развитию речи детей первой младшей группы по основным тематическим направлениям логопедической работы».

4. Васильева Л.В. Формирование коммуникативной способности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством обучения речевому этикету в процессе чтения сказок (Приложение 8 занятий).

5. Бердникова О.Н. «Логопедический кроссворд» (методическое пособие).

6. Деревцова И.Н. Развитие просодической стороны речи.

7. Масалимова А.З. «Живые звуки» (Занятие-сказка для детей и родителей).

8. Корзун Ж.А. Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе (Семинар – практикум).

9. Бочкова Н. М.Использование декоративно-прикладного искусства в (ре)абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

10.Курочкина Н.Е. Особенности организации и проведения диагностики детей-дошкольников с ЗПР.

11. Тагировой  Л.Б.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного искусства.

12. Хальфетдинова Ф.Ф. Рекомендации специалистам по работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

13. Миронова Е. М. "Адаптация ребёнка к детскому саду" (Консультация для родителей).

14. Мосалёва  О. Н.Развивающие дидактические игры «Развивайка», «Мой уголок».

15. Набиуллина М.С.Обогащение регионального компонента деятельности детей дошкольного возраста  народными и современными формами благопожеланий.

16. Ерофеева Т.М.Ошибки родительского воспитания в раннем детстве и их последствия.

 

БЛОК 2 

1. Исмагилова С.В.Дидактическая игра «Выбирай – не зевай».

2. Казанцева С.Г.Дидактические игры «Устный калькулятор», «Меры измерения длины и массы».

3. Кирсанова Н.Г.Методическое пособие «Маршрутные карты звуков».

 

Библиография

 

   2002 год

- Сборник статей специалистов коррекционного профиля «Доброе дело в добрые руки».

 

   2003 год

- Методический сборник «Проблемы реабилитации в учреждениях социальной защиты населения Республики Башкортостан» (к Республиканскому семинару, организованному по инициативе Министерства труда и соц.защиты населения);

- Сборник статей Зональной научно-практической конференции по проблемам организации учебно-воспитательного процесса и повышения уровня адаптации учащихся классов коррекционно-развивающего обучения;

- Выпуск периодического издания «Вестник Кризисного центра помощи женщинам».

 

   2004 год

- Выпуск периодического издания «Вестник Кризисного центра помощи женщинам»;

- Сборник статей специалистов коррекционного профиля «Доброе дело в добрые руки».

 

   2005 год

- Аналитический выпуск «Моделирование кризиса»;

- Сборник материалов «Охрана умственного труда детей и подростков»;

- Сборник статей специалистов коррекционного профиля «Доброе дело в добрые руки»;

- Выпуск периодического издания «Вестник Кризисного центра помощи женщинам».

 

   2006 год

- Методический сборник «Обновление методов социальной работы по предупреждению наркомании среди несовершеннолетних» (по итогам акции ГУ КЦСОН г.Белорецка «Я выбираю жизнь»);

- Мастер-класс «Применение методики П.С. Тоцкого при обучении письму».

 

   2007 год

- Сборник статей к дистанционному семинару «Актуальная конфликтология»;

- Сборник статей специалистов коррекционного профиля «Доброе дело в

добрые руки»;

- Методический сборник «Современные подходы в работе с детьми с нарушениями речи».

 

   2008 год

- Сборник статей в помощь семье и специалистам образования и соц.защиты «Семья и социум»;

- Сборник статей специалистов коррекционного профиля «Доброе дело в добрые руки»;

- Методический сборник «Развивающие технологии в обучении детей и подростков на современном этапе»;

- Методический сборник «Внедрение инновационных технологий в развитие системы специального образования и социального сопровождения населения»;

- Материалы мероприятий, посвящённых Году семьи;

- Методический сборник «Современные тенденции в развитии системы специального образования».

 

   2009 год

- Сборник статей специалистов коррекционного профиля «Доброе дело в добрые руки»;

- Методический сборник «Социально-педагогическое сопровождение школьников и их семей».

 

   2010 год

- Сборник педагогических проектов «Непростые решения», подготовленный к Международной конференции «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт»;

- Методический сборник к совместному семинару педагогов коррекционного профиля Учалинского, Белорецкого районов и г. Межгорье «Этикет и психоэмоциональное благополучие детей в коррекционно-образовательном учреждении»;

- Электронный издательский проект Пед. гостиной Белорецкой ПМПК Методические материалы дистанционного этапа зонального семинара «Мир общения. Воспитание речевого этикета у дошкольников с ОНР. Преемственность в работе учителей, логопедов ДОУ и школ».

 

Спонтанная и «правильная» речь в контексте речевого и социально-личностного развития ребёнка.

Педагогическая общественность, обсуждая новые образовательные стандарты, не всегда готова принять требования самостоятельности детей, субъектной ориентированности образовательного процесса.

Примечательно, что позиция родителей заметно меняется в зависимости от возраста детей. Родители первоклассников настроены нейтрально: учиться считать, писать, осваивать знания и т.д.. Среди родителей детей, уже ощутимо длительно участвующих  в образовательном диалоге, понимание современной проблематики учебной деятельности более предметное, актуальное. Они со знанием дела выступают за проективность, продуктивность,  субъектность образовательного процесса. Ближе к ЕГЭ занимают ведущее место в системе образовательных ценностей иные заботы, иные сюжеты.

Но чтобы ученики вписались в новую реальность школы, давно назревавшую, - они из дошкольного детства должны прийти самодостаточными, умеющими определить и защитить свою позицию, найти общий язык с нами, взрослыми, сотворившими такой неоднозначный социально-экономический и социально педагогический ресурс.

Но для того, чтобы речевые возможности ребёнка дошкольного возраста соответствовали новому социальному заказу, мы должны изменить своё отношение и к нормативной, и к спонтанной, часто неправильной речи детей.

Дидактический императив «говори правильно» в грамотно организованном коррекционно-образовательном процессе звучит всё реже. Специалисты рассматривают позитивную динамику согласно рекомендации Л.С.Выготского сравнивать достижения ребёнка с его предыдущими возможностями.

Соответственно имеет смысл и ребёнка приобщать к мотивирующему анализу относительной успешности собственной деятельности.

В понятийном плане нормативные показатели речи существенно различаются в лингвистическом, литературоведческом, культурологическом, гносеологическом, дидактическом, коммуникативном аспектах.

В дидактическом плане речь рассматривается согласно предметно-методическим блокам, ранжировано и нормативно структурирована.

В обиходе любой ребёнок, в том числе с относительно сохранной речью, сталкивается со «стимулирующими» определениями «правильная», «нормальная» и даже «плохая» речь. Родители, желая получить направление в коррекционные ДОУ, рисуют ныне  такие картины недостаточности детского развития – в присутствии ребёнка! – что лучше было бы потратить им своё красноречие в более жизнеутверждающей позиции. Педагоги, показывая свой «профессионализм», нередко тоже легко переходят границы допустимого в отношении его личной территории, его переживаний и комплексов.

Между тем детская рефлексия, по наблюдениям практиков и исследованиям учёных, обнаруживает себя всё раньше, разнообразнее, а организационно-методическое обеспечение соответствующего психолого-педагогического сопровождения данного явления находится в стадии анализа и разработки.

Показателен случай с мальчиком 4,5 лет с ОНР III уровня, которого все считали добродушным жизнерадостным лентяем – а когда после довольно быстрой коррекции произношения 3-х звуков он оказался совсем иным по характеру: серьёзным, переживающим за свой успешный имидж в глазах окружающих – педагогов поразила не сама перемена в его поведении, не собственная ошибка в определении существенных черт его характера, а то, что ребёнок в средней группе ДОУ может так убедительно играть роль.

Мы наблюдали уже ряд случаев, когда в ходе обследования на ПМПК выявлялись скрытые последствия заикания у школьников, не получавших помощь логопеда: наблюдаются неврологические и характерологические знаки, уловки контроля и поддержки темпоритмических составляющих речи, неустойчивость тембра, структурное своеобразие речевой коммуникации – но окружающие взрослые не успели заметить системных проявлений нарушения темпа речи, то есть ребёнок пережил определённые трудности и исправил их раньше, чем это заметили окружающие.

На проблемном заседании Белорецкой Педагогической Гостиной, работу участников которой коллеги и общественность уже знают по ежегодным публикациям в региональных, федеральных, международных изданиях, корпоративных издательских проектах, дистанционных семинарах нашего объединения была рассмотрена тема организации и сопровождения спонтанной речи детей в специально организованных условиях, акцентированных на непривычный формат и содержание высказываний.

Самостоятельная речевая активность ребёнка по-новому освещена и выделена в документах ФГТ-2011, что даёт не только методологическую базу для крайне необходимых изменений в организации коррекционной работы, но и создаёт интегрирующий компонент для целенаправленного реструктурирования всего образовательного пространства.

Уже не набор необходимых знаний, умений и навыков передаётся ребёнку, а формируется саморегулируемая функция, одновременно цель и инструмент сотрудничества ребёнка и его окружения, требующие от всех участников образовательного процесса самостоятельности, социальной активности, чуткой толерантности и взвешенной рефлексии.

По проблеме организации условий для развития спонтанной речи детей участники нашей педагогической гостиной организовали интегрирующее сотрудничество в ставшей у нас традиционной форме Проект-мастерской.

Опыт участников убедительно показывает, что вкус к самостоятельным, необычным высказываниям, свободному вербальному самовыражению ребёнок обретает в целенаправленно обогащённой среде, в различном темпе, с индивидуально значимыми мотивами.

Примечательно, что, предлагая не слишком выраженные изменения в словесно-логические задания для детей 6-7 лет как с ОНР, так и с сохранной речью, мы наблюдали у контрольных групп резкую переустановку на активность.

Привычно успешные, как правило, активно отвечающие, дети терялись, опасаясь не угадать как «правильно» соответствовать ожиданиям педагога, - предполагалась, что остальные либо промолчат, либо получат критическую оценку. Вне жёстко дидактического, форматированного, подхода, в развивающем диалоге более смелые дети, не опасающиеся уменьшить рейтинг в группе, быстро набирали продуктивность деятельности в непривычных условиях.

Интересно, что при сочинении авторских сказок на первом этапе индивидуальное педагогическое сопровождение позволяет детям создать довольно самобытные, разные тексты в 80% случаев. Но далее привычные к успешности, жёстко ориентированные на отличную «правильную» результативность дети стремились к  тиражированию оправдавших себя мотивов, повторам сюжетных ходов. Более подвижными, готовыми к поиску и рискованным новациям, оказались дети не столь выраженной успеваемости и некоторые аутсайдеры.

Конечно же, заинтересованный педагог легко отрегулирует интегрирующие тенденции подобным образом организованного процесса в поддержку благоприятных устремлений и переориентацию репродуктивных моментов детской деятельности. Привлечение же родителей к издательскому отражению детского творчества, благоприятное в целом, не в полной мере решает задачи, поставленные в данном проекте:

- выявление ресурсов развития общественного мнения в пользу свободно проектируемой детской речи;

- формирование семейно-педагогического альянса для создания условий инициации свободных высказываний детей без жёсткого форматирования;

- разработка методической базы для целенаправленного обогащения предметно-развивающей среды в ДОУ и семье в данном направлении;

-  развитие социально-педагогической рефлексии;

- экспертиза и оценка социально-педагогических проектов;

- информационное сопровождение благоприятных результатов проективного сотрудничества.

Интерес представляет социально-педагогический проект, представленный Учалинской начальной школой-детским садом компенсирующего вида, «Большие маски». Педагоги с увлечённым видом готовят, примеряют маски, подбирают костюмы и аксессуары, обмениваются впечатлениями. Детей не привлекают к участию ни в подготовительных мероприятиях, ни в зрелищах, уклончиво отвечают на вопросы. Дети вынуждены сопоставлять догадки и наблюдения, советоваться с родителями, угадывать по фотографиям, что за мероприятия имеют место. В детских садах не так много вариантов развлечений, поэтому дети теряются в догадках, когда им не предлагают готовых форм участия. Кульминацией интригующих событий становятся маски детского размера, соответствующие маскам взрослых, неожиданно найденные среди группового оборудования. Перенос запомненных ранее реплик, действий взрослых, а также собственные оживлённые находки детей бурно взаимодействуют, регулируются вербально и невербально, описываются, как и интригующее поведение взрослых. Пока дети наблюдали за взрослыми, педагоги сами успели сделать много интересных записей, зарисовок, фотографий. Альбом, посвящённый этим событиям, до сих пор служит поводом для оживлённого речевого общения.

В ДОУ №1 города Белорецка сложилась особенная форма актуализации представлений детей о своей Родине и культуре. Созданный здесь детский кабинет фольклора позволяет детям на основе регионального образовательного компонента составить видеооткрытку, повторить материал занятий, выучить танец, придумать сценарий фольклорной постановки, передачи, представительского проекта. Занимательно наблюдать, каким образом дети решают сложную задачу презентации самого кабинета фольклора, передавая его назначение и особенности.

Интересен и проект, представленный учителем-логопедом ДОУ №2 города Белорецка Билаловой А.Ф. «Презентация музея». В этом детском саду дети знакомятся с тремя культурами народов Республики Башкортостан: русских, башкир, казаков. Дети хорошо знакомы с реалиями предметной культуры и языка, духовности земляков, что позволяет им легко продолжить экскурсию, проводимую педагогом или другим ребёнком в русской избе, казачьей хате, башкирском тирмэ. Знак миссии экскурсовода – шапку соответствующего народа – ребёнок получает неожиданно, подготовиться не успевает, поэтому формулирует своё высказывания спонтанно, не слишком опираясь на образцы, имея возможность подробнее остановиться и заинтересованно описать те предметы и явления, которые особенно значимы именно для него.

Участники Проект-мастерской отметили, что дети в ходе подобным образом организованной деятельности становятся более активными, их речь становится выразительнее, возрастает их микросоциальная чуткость и доверительность отношений.

Учитель-логопед Белорецкой ПМПК Дмитриева Н.Ю. и учитель-психолог Сайфуллина Л.Х в своём проекте исследовали процесс перехода речевой деятельности заикающихся детей  от произношения слов к формулированию целых предложений. Матричное предложение-образец в представленной авторами методике произносится детьми в отражённом варианте, например: «У моей собаки белая мордочка и пёстрые бока». Содержание предложения подкрепляется карточками с конкретными или обобщёнными символами, обозначающими слова, либо карточками со словами, размещаются на большой карте с углублениями. Попадание фишки определяет, С какого слова ребёнок начнёт свой вариант предложения. В русском языке нет строгого порядка слов, поэтому ребёнок свободно строит фразу от исходного слова: «Белая мордочка у моей собачки с пёстрыми боками» или «Белая мордочка и пёстрые бока у моей собачки». В некоторых случаях допустимо, чтобы ребёнок, не полагаясь на случайный выбор, намеренно бросил фишку в направлении выбранного слова,  чтобы ребёнок чувствовал себя ещё более свободно. Дополнительно отвлекают ребёнка от негативных переживаний своего речевого нарушения технические трудности в обращении с карточками и фишками.

Интересен опыт пополнения участниками Педагогической Гостиной банка стимульных материалов интригующего типа – непонятных, эксцентричных, многозначных, требующих дополнительного осмысления. Примечательно, что в условиях ПМПК всё больше детей чувствительно именно к необычным интригующим материалам. Психологическая, микросоциальная, клиническая отягощённость детской популяции не только требует обновления содержания, организации, форматности, стилевых решений наглядности – но и зачастую даёт ключ к раскрытию потенциала, приоритетов детей к нахождению оптимальных механизмов поддержки их развития, синергирующих и интегрирующих факторов.



Закрыть