Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Тьюторское сопровождение первокурсников как средство адаптации в вузе при построении безопасной образовательной среды (на примере занятий по психологии)» (программа для реализации на 1 курсе вуза при изучении психологии)


Автор:
Атаманова Галина Ивановна
Новосибирск, Кызыл

Актуальность, научная и практическая значимость

Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями, прошедшими в последние годы в системе высшего образования. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в Российской системе высшего образования – главное событие ближайших лет в высшей школе. Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере психолого-педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования.

Особое место при этом необходимо обратить на разработку и внедрение тьюторского сопровождения первокурсников, позволяющего решать в инновационном режиме задачи, поставленные образовательным заведением. Практика их деятельности свидетельствует о том, что в этом процессе остаются неразрешенными многие противоречия:

Они проявляются между:

  • потребностью безопасной образовательной среде в вузе и отсутствием системы теоретико-методологических и технологических основ для ее осуществления;
  • социальной востребованностью быстрой адаптации студентов к обучению и сложившимися стереотипами формального выполнения мероприятий в вузе, без учета запросов социальной практики;
  • востребованностью полноценного тьюторского сопровождения первокурсников в процессе учебно-воспитательной работы в вузе и сложившимися стереотипами в формальном проведении адаптационной работы в вузе и др.

Имеющийся опыт свидетельствует об узкой направленности и малоэффективности принимаемых на практике мер, ориентированных на разрешение отмеченных и других противоречий. Они осуществляются, как показал эксперимент в образовательном заведении, стихийно в основном на этапе адаптации первокурсников в начале учебного года и не используют потенциал предмета психологии.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Тьюторске сопровождение первокурсников, как средство адаптации в вузе при построении безопасной образовательной среды» (на примере занятий по психологии).

Научная значимость заключается в разработке модели, технологии и алгоритма, которые позволили объединить два взаимосвязанных между собой процессов: изучения психологии и уменьшения адаптационного периода первокурсников на занятиях по психологии. Обеспечение высокого учебно-воспитательного эффекта было достигнуто за счет интегративного подхода, позволившего соединить во едино учебный и воспитательный процесс при изучении предмета. Такое объединение позволило всесторонне оценить результаты адаптации студентов с точки зрения её оптимальности, результативности и возможностей эффективно развивать и привлекать творческий потенциал первокурсников в процессе изучения предмета.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные научные и технологические основы в виде модели, алгоритма и технологии тьюторского сопровождения первокурсников прошли экспериментальную апробацию, обеспечили заметное совершенствование этой деятельности и могут быть использованы в психолого-педагогической практике. Их внедрение в практику возможно во всех образовательных заведениях (вуз, суз) и явится качественно новым, ключевым направлением использования процесса адаптации студента к образовательному процессу при определении безопасной образовательной среды через предмет. Все это, может способствовать достижению высоких уровней эффективности выполнения образовательных задач.

Основное содержание работы (или ее этапы)

Внедрение новых стандартов в процесс обучения студентов требует структурирования изучаемого материала. Разбивка на отдельные модули дает возможность преподавателю варьировать в выборе тематики лекционных и практических занятий. Это педагогу дает возможность спланировать изучение материала по психологии и ввести тьюторское сопровождение студентов. Реализация программы проходила по четырем направлениям и в несколько этапов.

Направления для реализации программы:

  • Изучение пространства: образовательное, бытовое, социальное, личностное.
  • Изучение социального статуса студента при составлении паспорта группы для выявления сильных и слабых сторон каждого студента и группы.
  • Изучение психологических особенностей каждого студента для выявления противоречий и ломки привычных стереотипов, изучения себя.
  • Изучение профориентационных предпочтений, с помощью компьютерного тестирования для выявления потенциала и ведущей направленности в выбранной профессии.

Этапы:

  1. Первый этап – подготовительный – знакомство студентов с правилами организации, стимулирования и контроля всех мероприятий для выбора траектории движения в изучении психологии.
  2. Второй этап – реализация всех запланированных мероприятий: консультации, сбор материала, подготовка и проведение тренингов, деловых, ролевых игр, дискуссий и т.д. в рамках исследования каждого студента или микро группы студентов по выбранной теме.
  3. Третий этап – итоговое занятие и сдача отчетной документации. На этом этапе собирается вся документация (текстовый вариант в электронном виде, презентация и анонимный (по желанию с указанием ФИО) отзыв на весь процесс обучения по плану, который они получили на первом этапе занятий), подводится подсчет полученных баллов.

Результаты, выводы

Результатами внедрения программы «Тьюторское сопровождение первокурсников, как средство адаптации в вузе при построении безопасной образовательной среды» (на примере занятий по психологии) стала экзаменационная сессия: 90% (всего – 68 студентов) студентов получили оценки автоматически, 10% от общего числа студентов сдавали экзамен. Неуд никто не получил. Другим доказательством эффективности внедрения программы в образовательный процесс на занятиях по психологии стали результаты обратной связи, где 93% от общего числа студентов утверждают, что получили быструю адаптацию именно на занятиях по психологии, и лишь 7% не отметили у себя никаких изменений.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su