Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Подготовка учащихся массовых общеобразовательных школ региона к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию» (программа)


Актуальность, научная и практическая значимость

В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство. Сторонники инклюзии утверждают, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей (и здоровых и детей с ОВЗ). Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности — она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет не только материально — техническую основу, но психологическую, морально — этическую. При этом следует отметить, что подготовке педагогов, психологов, социальных работников в настоящее время уделяется достаточно большое внимание — семинары, конференции, методические объединения, многочисленные публикации, мировые сообществе и т.д.; подготовительная работа ведется и с особыми детьми и их родителями, тогда как здоровые дети оказались невовлеченными в подготовительный процесс, что порождает целый комплекс проблем и трудностей. Рост насилия и жестокости в современном мире, длительный период отношение к инвалидам как к неполноценным членам общества наложили свой отпечаток на сознание современных школьников. Отсюда вытекает одна из первоочередных задач — формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и (или) психическом развитии.

Научная новизна состоит в обосновании критериев готовности здоровых школьников к принятию особых детей и разработке модели подготовки здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ в условиях перехода к инклюзивному образованию с учетом современных российских и зарубежных научных достижений в разработке опыта и традиций инклюзии.

Практическая значимость заключается в том, что разработанная авторами проекта модель (тренинг) подготовки здоровых школьников к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию полностью апробирована и готова к использованию педагогами-психологами, социальными работниками, тьюторами, кураторами, классными руководителями, работающими в условиях инклюзивного обучения.

Основное содержание работы (или ее этапы)

В качестве основной формы работы со здоровыми школьниками нами выбран тренинг, структура которого выстроена в виде нескольких основных блоков:

1. Просветительский блок:

а) информационный блок — призван дать детям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные трудности и проблемы;

б) законодательный блок — позволяет получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающих право на равный доступ детей к образованию;

2. Психологический блок — призван помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:

а) повышение коммуникативной культуры — помощь здоровым школьникам в овладении средствами коммуникации; формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения вообще и с детьми с ОВЗ в частности;

б) формирование конфликтологической компетентности здоровых школьников — овладение эмоциями, уточнение своих пожеланий и возможностей, формирование установки на сотрудничество, рефлексивной культуры, конфликтоустойчивости, культуры саморегуляции, сензитивности, открытости и др.;

в) работа с барьерами и стереотипами — предполагает рассмотрение существующих стереотипов к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;

г) развитие эмпатии, толерантности — уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения, готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия;

д) снижение враждебности, агрессивности — уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение; формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева; развитие способности расслабляться;

е) формирование позиции позитивного принятия другого (ребенка с ОВЗ) — отношение уважения, понимания и безоценочности при межличностном взаимодействии вне зависимости от личностных качеств и проявлении Другого, сохраняющее за человеком право оставаться автономным.

Результаты, выводы

Проведено исследование по оценке эффективности модели (тренинга) формирования у здоровых детей установки принятия.
Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (после тренинга по формированию у здоровых детей установки принятия) позволяет сделать следующие выводы об изменениях готовности здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ к условиях перехода к инклюзии. Среди здоровых школьников увеличилось количество детей с высоким и средним с тенденцией к высокому показателем принятия других; здоровые школьники начали проявлять интерес и желание к совместному обучению, увеличилось количество здоровых школьников с высоким и средним уровнем коммуникативной толерантности, эмпатии, коммуникативных умений, предпочитающих компромисс и сотрудничество как способ урегулирования конфликта.

Программа подготовки здоровых школьников к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию полностью апробирована, наполнена содержанием и готова к использованию в практике работы массовых общеобразовательных школ.



Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 776 читателей
12.03.2024 22:08:14Петрова Елена
12.03.2024 22:08:14Образцов Артем
12.03.2024 22:08:14Морозова Олеся
12.03.2024 22:08:14Морозова Елена
12.03.2024 22:08:14Zhang Yaqi
12.03.2024 22:08:14Веселов Михаил
12.03.2024 22:08:14Гуров Юрий
12.03.2024 22:08:14Саламов Рома
12.03.2024 22:08:14Летаева Ольга
12.03.2024 22:08:14Блохнин Андрей
12.03.2024 22:08:14Рыжова Валерия
12.03.2024 22:08:14Денисова Мария
12.03.2024 22:08:14Бессараб Игорь
12.03.2024 22:08:14Дыркин Алексей
12.03.2024 22:08:14Дроздова Дарья
12.03.2024 22:08:14Цветкова Елена
12.03.2024 22:08:14Хабаров Сергей
12.03.2024 22:08:14Дубровина Анна
12.03.2024 22:08:14Поварнин Егор
12.03.2024 22:08:14Дуюн Александр
12.03.2024 22:08:14Тучков Павел
12.03.2024 22:08:14Евсюков Сергей
12.03.2024 22:08:14Карлов Павел
12.03.2024 22:08:14Алиев Шамил
12.03.2024 22:08:14Гуркина Катя
12.03.2024 22:08:14Урыпова Любовь
12.03.2024 22:08:14Каратай Павел
12.03.2024 22:08:14Гуркина Анна
12.03.2024 22:08:14Кривых Татьяна
12.03.2024 22:08:14Гудакова Ирина
12.03.2024 22:08:14Казаков Андрей
12.03.2024 22:08:14Трусов Сергей
12.03.2024 22:08:14Исаханян Артур
12.03.2024 22:08:14Ядыкин Михаил
12.03.2024 22:08:14Гротасс Ренарс
12.03.2024 22:08:14Нагорный Денис
12.03.2024 22:08:14Толстов Сергей
12.03.2024 22:08:14Ядыкин Иван
12.03.2024 22:08:14Индюкова Анна
12.03.2024 22:08:14Мусаева Элиза
12.03.2024 22:08:14Тихонов Павел
12.03.2024 22:08:14Коверова Ольга
12.03.2024 22:08:14Ильин Саша
12.03.2024 22:08:14Юдина Татьяна
12.03.2024 22:08:14Тихонов Андрей
12.03.2024 22:08:14Ронжина Ирина
12.03.2024 22:08:14Грачёв Вадим
12.03.2024 22:08:14Титов Алексей
12.03.2024 22:08:14Сидоров Сергей
12.03.2024 22:08:14Князев Артур
12.03.2024 22:08:14Молочкова Катя
12.03.2024 22:08:14Гончаров Роман
12.03.2024 22:08:14Тимонина Елена
12.03.2024 22:08:14Минакова Ирина
12.03.2024 22:08:14Щусь Иван
12.03.2024 22:08:14Онищук Павел
12.03.2024 22:08:14Тетерина Лейла
12.03.2024 22:08:14Ковган Дмитрий
12.03.2024 22:08:14Меркель Богдан
12.03.2024 22:08:14Мамонов Игорь
12.03.2024 22:08:14Блохнин Андрей
12.03.2024 22:08:14Никулина Ольга
12.03.2024 22:08:14Штефан Снежана
12.03.2024 22:08:14Шестова Ирина
12.03.2024 22:08:14Сиденко Олеся
12.03.2024 22:08:14Шестов Николай
12.03.2024 22:08:14Сахаров Андрей
12.03.2024 22:08:14Лик Ирина
12.03.2024 22:08:14Летаева Ольга
12.03.2024 22:08:14Лаптев Игорь
12.03.2024 22:08:14Царь Татьяна
12.03.2024 22:08:14Алексенко Лиза
12.03.2024 22:08:14Чжен Лариса
12.03.2024 22:08:13Свиридова Ирина Петровна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:13Белова Наталия
12.03.2024 22:08:13Ропотова Анна
12.03.2024 22:08:13Харькова Мария
12.03.2024 22:08:12Петрова Елена
12.03.2024 22:08:12Азарова Анна
12.03.2024 22:08:12. . .
12.03.2024 22:08:12Акишина Юля
12.03.2024 22:08:12Хренова Алиса
12.03.2024 22:08:12Пазухина Светлана Вячеславовна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:12Гуляева Юлия Сергеевна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:12B Anton A
12.03.2024 22:08:12Волкова Ольга
12.03.2024 22:08:12Богатова Ольга
12.03.2024 22:08:12Илюшина Юлия
12.03.2024 22:08:12Азарёнок Вера Алексеевна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:12Б. И. Г.
12.03.2024 22:08:12Губарева Татьяна Викторовна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:12Романова Ольга
12.03.2024 22:08:12Певченко Елена
12.03.2024 22:08:12Басин Максим Александрович
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:12Мурзина Ольга Сергеевна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:12Денисова Елена
12.03.2024 22:08:12Осипова Наталья Владимировна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:12Куликова Татьяна Ивановна
Голос из ВКонтакте

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su