- Баженова Оксана Викторовна
психолог, руководитель школы "Маленький гений" (при Общественном объединении ГЕРА), , GERA e.V. Interkultureller Sozialpаdagogischer Verein , (Кёльн)
Актуальность
Многие считают, что высокий уровень интеллекта является основной предпосылкой успешной жизни взрослого человека. Вопрос в том, что вкладывается в это понятие. Однако, ещё Демокрит говорил: «Мудрость приносит следующие три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать». Можно предположить, что речь идёт об уровне эмоционально – волевого самоконтроля. Именно в детском возрасте начинает своё формирование и развитие этот важный показатель личностного развития влияющий на успешность в будущем: в карьере и семейной жизни.
Проблема развития эмоционально-волевого самоконтроля (ЭВС) приобрела сегодня огромный масштаб. Количество детей с низким ЭВС стремительно растёт. И совершенно нет надобности объяснять специалистам, работающим с детьми, подростками и семьями, к каким последствиям это приводит. Проблемы современного общества говорят сами за себя: психосоматические заболевания, лишний вес; внезапная и неконтролируемой агрессии, асоциальное поведение; гиперактивность, эмоциональная нестабильность, отсутствии мотивации к учёбе, помощи по дому, упорное стремление к развлечениям, к компьютеру; стресс отмечающийся у детей дошкольников.
Конечно, существует огромное количество программ предлагающих занятия, но несмотря на это проблема остаётся актуальной и по сей день. Погоня специалистов в поисках новых технологий уводит от решения насущных проблем.
Практическая новизна и значимость
Данная программа рассчитана на детей требующих психологической помощи: имеющих психосоматические заболевания, трудности поведения, социальной адаптации. Программа построена с учётом возрастных особенностей 4-7-летних детей. Ребёнок на каждом занятие получает инструменты, влияющие на его самочувствие и поведение, помогающие в повседневной жизни моментально решить проблему «на месте», без вмешательства взрослых. Несмотря на то, что программа разработана в Германии она соответствует требованиям ФГОС.
В программе инструментом развития ЭВС и регуляции психического состояния служат как традиционные, так и современные техники: йога, аутотренинг, медитация (Fantasireise), прогрессивная мышечная релаксация Якобсона. Активно используется терапия музыкой, сказкотерапия. Работа с природными и социальными образами идёт последовательно и неразрывно, сочетаясь с используемыми методами и техниками.
Цели и задачи
Цель – коррекция психосоматического состояния и развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Задачи:
- способствовать полноценному психическому и личностному росту и развитию;
- коррекция самооценки, выработка адекватно-гибких реакций на воздействие внешней среды, развитие самоконтроля, восстановление коммуникативных навыков у детей с психосоматическими заболеваниями;
- регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка в соответствии с его возрастом и индивидуальными способностями;
- исправление последствий дисгармоничного воспитания, давления социума (эмоциональных перегрузок), восстановление целостности личности и психодинамического баланса;
- модификация поведения, ЭВС за счёт обучения новым формам поведения;
- формирование осознания личностных и эмоциональных ресурсов, позитивного эмоционального отношения к себе.
Основное содержание проекта
Релаксационный тренинг «Бабочка» состоит из 26 занятий. Каждая встреча – это работа над определённой темой Каждая тема прорабатывается в течении двух встреч. Занятия предназначены для групповой работы под руководством психологов. Длительность выполнения заданий зависит от условий работы и от уровня подготовленности детей. Примерный объём: от 45 минут до 1,5 часов, 1-2 раз в неделю. Программа рассчитана на детей 4 – 7 лет.
Структура занятия:
- Ритуальное приветствие (Пассивная фаза)
- Развитие восприятия (Активная фаза)
- Релаксационные упражнения (ПФ)
- Двигательные и креативные упражнения (АФ)
- Ритуальное прощание (ПФ)
План занятий
- Ознакомительно-диагностическое занятие — выявление уровня актуального психоэмоционального состояния детей на момент начала занятий.
- Море — ознакомление с внутренним строением ОДА и особенностями работы основных групп мышц; обучения навыкам ПМР.
- Зима — ознакомление с границами тела и управлением ими; обучение навыкам различения внутренних изменений, вызванных изменением физического состояния.
- Весна — обучение навыкам распознавания изменений состояния; развитие дыхательной мускулатуры.
- Мечта — компенсаторное и гармонизирующее воздействие на самочувствие; отработка основных формул АТ; обучение ЭВС поведения.
- Котёнок — обучение массажу органов брюшной полости (ДТ); закрепление формул АТ, ПМР.
- Цирк — развитие умений и навыков работы с техникой ПМР, АТ.
- Животные — обучение навыку влияния на сложившуюся ситуацию и управление ею, развитие реакции на изменения, стресс.
- Я — отработка техники ПМР; развитие способностей к ЭВС; развитие навыков полной концентрации и сосредоточенности на решении поставленной задачи в повседневных условиях.
- Лето — достижение глубокого психофизиологического расслабления; развитие навыков самостоятельной подготовки к деятельности, требующей повышенной концентрации и сосредоточенности.
- Город — отработка релаксационного способа дыхания; отработка и закрепление умения работать по методу ПМР; формирование целеполагания и целеустремлённости; Активизация внутренних психофизиологических процессов.
- Осень — закрепление навыка концентрации внимания на дыхании и достижения состояния расслабления; обучение ЭВС поведения; закрепление эффективных способов управления ЭВС, снятие психосоматических проявлений.
- Дети — повторение и закрепление основных элементов ПМР, йоги; повышение уровня ЭВС; Развитие визуального восприятия.
- Заключительное занятие — контрольная диагностика.
Результаты
Результаты программы были получены с помощью повторной диагностической процедуры проводимой по окончанию тренинга. Тренинг помог улучшить состояние детей со следующими проблемами:
- снизилось количество аллергических кризисов у детей астматиков и аллергиков на 30%. У 7% детей аллергические и астматические реакции не проявлялись в течении всего курса;
- 50% детей научились снимать головные боли, признаки страха и тревоги, а у 72% повысили уровень концентрации.
98% научились успешно управлять психофизическим состоянием и поведением.
В 100% состояние детей улучшилось, изменился взгляд на окружающую ситуацию, появилось желание изменить себя (стать лучше, послушнее, активнее).
Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи, поставленные программой релаксационного тренинга были полностью достигнуты.