Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Напоминание пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации
Новый пароль будет действителен в течение суток

Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Внутренняя улыбка» (психолого-педагогическая программа для замещающих родителей)


Авторы:
Лях Ольга Константиновна
н.п. Высокий Мурманской области

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, что подразумевает формирование нового семейного пространства – замещающей семьи.

Специфика замещающей семьи в том, что она берёт на себя обязательства по воспитанию ребёнка, принятого извне, оставшегося без опеки и заботы кровных родителей, имеющего своё прошлое, не связанное с данной семьёй. В такой семье важно создать условия для адаптации принятого ребёнка, развития у него полноценного чувства привязанности. Всё это возможно при адекватной позиции замещающих родителей в отношении принятия ребёнка в семью, формирующейся на основе их психологической готовности.

Перед приемными родителями встают задачи, которые можно решить только при активном взаимодействии с командой специалистов – психологов, дефектологов, логопедов, врачей, воспитателей. На современном этапе развития института принимающей семьи от замещающего родителя требуется его соответствие психолого-педагогическим компетенциям профессионального родителя.

Научными, методологическими и методическими основаниями программы является системный подход к семье таких авторов какВаргаА.Я., Столин В.В., Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Р.В. Овчарова, Дубровина И. В., Захарова Ю. А., Клюева Н. В., Кочюнас Р., Степанова Н. С., Шайдо Т. Н., В. Н. Ослон, Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. Дрейкус, В. Сатир, М. Боуэн.

Цель программы: формирование успешного родительства у замещающих родителей как интегральное и динамическое образование личности (отца и/или матери).

Задачи:

  • осознание своих родительских установок и стиля воспитания;
  • повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания приемных, опекаемых детей;
  • улучшение психоэмоционального состояния замещающих родителей;

Участники программы: замещающие родители (приемные семьи и опекуны), состоящие на психолого-педагогическом сопровождении в МБОУ г. Мурманска ЦППРК.

Объектом реализации программы является успешное родительство замещающих родителей, как интегральное и динамическое образование личности.

Предметом программы являются компоненты успешного родительства: родительские установки и ожидания, стиль семейного воспитания, родительская ответственность.

Направленность — формирование успешного родительства у замещающих родителей как интегральное и динамическое образование личности (отца и/или матери), являющееся средством профилактики вторичных отказов в замещающих семьях.

Основополагающими принципами реализации программы являются:

  • конфиденциальность,
  • доступность,
  • добровольность.

Форма встреч — работа в группе, тренинговые занятия.

Структура занятия

  1. Шеринг.
  2. Мини-лекция.
  3. Упражнения (приложение №1).
  4. Обратная связь.
  5. Домашнее задание.

Режим встреч. Встречи проводятся 1 раз в месяц, продолжительностью 2 – 2, 5 часа.

Оптимальное количество участников – до 12 человек.

Диагностический инструментарий: методика «Сознательное родительство» Овчарова Р. В., методика «Позитивные родительские чувства» Овчарова Р. В., «Шкала тревоги» Спилбергера.

Структура программы

Механизм реализации программы включает 3 функциональных модуля:

  1. Аналитико-диагностический.
  2. Профилактический.
  3. Консультационно-методический.

Тематический план.

  1. «Я как книга» — формирование положительного эмоционального климата в группе, погружение участников в тему «Успешный родитель»
  2. «Танец для души» — обучение родителей работе над своим эмоциональным состоянием путем использования танцевально – двигательной терапии
  3. «Палитра в кадре жизни» — управление жизненными ситуациями, через изменение собственного восприятия
  4. «Конфликт и выход из него» — обучение поведенческим стратегиям в конфликтных ситуациях
  5. «Стиль семейного воспитания» — осознание своего стиля воспитания, осознание влияния стиля воспитания на развитие ребенка.
  6. «Правила позитивной дисциплины» — обучение позитивным способам взаимодействия родителей и ребенка
  7. «Герб семьи на древе жизни» — осознание собственных ресурсов как инструмента профилактики дисфункции семьи.
  8. «Путь к мечте» — использование символических проекций с целью выявления внутренних ресурсов.

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Количественные:

  • повышение общего уровня осознанности родительства и уровня осознанности компонентов родительства;
  • повышение у замещающих родителей уровня позитивных чувств к родительству;
  • снижение ситуативной и личностной тревожности замещающего родителя.

Качественные:

  • формирование и развитие компонентов родительства: осознанность семейных ценностей, установок и ожиданий родителя, родительских позиций, родительского отношения, стиля воспитания;
  • формирование позитивных чувств к родительству;
  •  улучшение психо – эмоционального состояния замещающих родителей.

Полученные результаты

Благодаря работе на тренинге с родительскими установками повысился общий уровень осознанности родительства: высокий уровень осознанности показали 12 % участников, средний уровень с 29% вырос до 59%, низкий уровень снизился с 59% до 29%.

Снизился уровень ситуативной тревожности: высокий уровень ситуативной тревожности у 81% участников до 6% участников. Так же снизился уровень личностной тревожности с 65% до 45% участников.

Снижение уровня личностной тревожности обусловлено повышением уровня родительской компетенции (разрешились конфликтные ситуации в замещающих семьях между родителями и приемными детьми), получили навыки командного взаимодействия, осознали собственные ресурсы.

Вывод

Таким образом, можно говорить о востребованности и эффективности данной программы. Она представляет интерес для специалистов в системе психолого-педагогического сопровождения приемных семей, и может быть рекомендована для широкого внедрения в практику работы с замещающими семьями.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su